Право на реабилитацию и бесплатного адвоката: что предлагает проект ПКоАП
В пресс-службе Минюста напомнили: Процессуальный КоАП создают в рамках реформы законодательства об административных правонарушениях. Документ включает в себя нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях.
Проект содержит следующие разделы:
общие положения;порядок производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемый органами, их должностными лицами;судебный порядок производства по делам об административных правонарушениях;исполнение административных наказаний;правовая помощь по делам об административных правонарушениях».В документе оговаривается: рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях осуществляется открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, коммерческой или другой охраняемой законом тайны.
Участники производства вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Если человеку будет грозить арест за административное правонарушение, он сможет воспользоваться юридической помощью бесплатно.
Проект также предлагает механизм реабилитации тех, кого необоснованно привлекли к административной ответственности. Право на реабилитацию будут иметь лица, в отношении которых вынесли постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и освобождении от ответственности. Также такое право появится в случае отмены вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности.
Что ещё предусматривает документ:
возможность онлайн-заседаний;перевод документооборота по делам об административных правонарушениях в цифровой формат. В электронном виде можно будет подавать заявление, ходатайство, жалобу, протест, представление;у полиции и других должностных лиц, возбудивших дело об административном правонарушении, будет возможность участвовать в рассмотрении этого дела. Они смогут, в том числе, знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, отводы, возражать против ходатайств и доводов, предоставлять доказательства, участвовать в их исследовании;распространение возможности уплаты штрафа с 50-процентной скидкой в течение 20 дней на все административные правонарушения, кроме грубых;временное ограничение (до рассмотрения дела судом по существу) на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и иных публичных мероприятий. Это будет актуально для тех лиц, в отношении которых уже ведётся административное производство по делу о нарушении законодательства о собраниях, митингах, шествиях и пикетировании;нормы о преюдиции;принцип презумпции невиновности.В проекте уточняется: судья не сможет рассматривать дело, если он является родственником участника производства, а также в случае его личной, прямой или косвенной заинтересованности в разрешении дела.
Документ также предусматривает, в том числе, и объединение дел об административных правонарушениях в одно производство (если на то будут основания).
Мнения юристов
По мнению партнёра АБ Адвокатское бюро «А2» Михаила Кюрджева, разработка процессуального кодекса – большая и важная работа. «Объективно, производства по многим правонарушениям довольно сложные и требуют большой проработки, сведения процессуальных норм в единый кодекс», - сообщил «Право.ru» Кюрджев.
При этом эксперт обратил внимание: нормы проектов нового КоАП и Процессуального КоАП пересекаются. В обоих документах «есть статьи, посвященные назначению и исполнению административного наказания в виде штрафа». «Почему бы не включить все эти нормы в ПКоАП», - поинтересовался Кюрджев.
По словам советника Павла Сухолинского и юриста Павла Барышникова из АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партёры», появление отдельного процессуального кодекса призвано повысить уровень гарантий для участников рассмотрения дел об административных правонарушениях. «Однако реальный уровень гарантий будет зависеть от множества других факторов, не связанных с тем, будут ли процессуальные нормы в отдельном кодексе или нет», - считают эксперты.
По их мнению, если проекту ПКоАП и можно дать оценку, то очень осторожную. «Несмотря на то, что в проекте анонсируется много положительных изменений, то как они будут реализовываться на практике – отдельный вопрос. Новый кодекс потребует выработки новой судебной практики, что может на какой-то период создать неопределенность», - объяснил Сухолинский.
Эксперты положительно оценили возможность уплаты штрафа со скидкой, положения о реабилитации, нормы преюдиции. Но есть моменты, которые вызывают вопросы. «Например, в проекте остался нерешенным вопрос о сроках для подачи жалоб на вступившие в силу решения по результатам рассмотрения жалоб. Помимо этого, есть определенные сомнения в отношении регулирования новых мер обеспечения производства. Например, приостановление операций по счету является достаточно существенной мерой, которая сопоставима с арестом имущества, однако, в отличие от ареста, приостановление операций будет допускаться по решению должностных лиц, а не суда», - уточнил Барышников.
О новом КоАП
Ранее Минюст также опубликовал для общественного обсуждения доработанный проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Документ, в частности, предусматривает ответственность за отказ от вакцинации, увеличение штрафов за утечку персональных данных, ответственность за нарушение правил благоустройства на федеральном уровне, нормы, которые касаются предпринимателей.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов направлял в Минюст отзыв по этому проекту. По мнению уполномоченного, принятие документа в предложенной редакции несёт угрозу инвестиционному климату, а также развитию малого и среднего бизнеса. Из отзыва уполномоченного следует: проект всё ещё предусматривает существенное увеличение размеров штрафов как минимум по 10 составам правонарушений, наиболее активно применяемым к предпринимателям. Например, штраф за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для ИП вырастет в 30 раз, для должностных лиц – в 20 раз, для юридических – в 1,5 раза. Штраф за неисполнение предписаний органов контроля и надзора увеличится для ИП в 20 раз, а для должностных лиц – в пять раз. Титов отметил, что, по его мнению, принятие нового КоАП является преждевременным до тех пор, пока остаются избыточные и устаревшие требования. В таких условиях применение нового кодекса существенно увеличит нагрузку на бизнес, который и так страдает от излишнего административного давления.
И КоАП, и ПКоАП опубликовали для общественного обсуждения повторно. Министр юстиции Константин Чуйченко объяснял это решение тем, что упомянутые документы затрагивают интересы каждого гражданина РФ. В доработанных проектах учли предложения граждан, общественных объединений, деловых кругов и органов госвласти.