Авторами законодательной инициативы стали председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.
Как сообщил Крашенинников, законопроект позволит ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Сейчас эта практика является одной из самых сложных проблем современного семейного законодательства, существующих в контексте так называемой ювенальной юстиции.
«Произвольное вмешательство органов опеки и попечительства в дела семьи, от которого страдают как дети, так и родители, иногда не имеет под собой не только реальной угрозы жизни или здоровью ребенка, но и связано с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям и семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации», – отметил парламентарий.
В качестве оснований изъятия детей зачастую называют нехватку игрушек у ребенка, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, поступление жалоб в отношении родителей, иногда и анонимных, и др.
Действующий сейчас внесудебный порядок изъятия не может гарантировать отсутствие злоупотреблений органов опеки и попечительства, несмотря на их обязанность уведомления прокурора и обращения в течение семи дней с иском в суд о лишении или ограничении родительских прав, отмечает депутат. Поэтому предложено законодательно установить, что вопрос изъятия ребенка находится в компетенции суда. Для этого ГПК дополняется новой категорией дел особого производства – об отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
Заявление в суд может быть подано органом опеки и попечительства, а также полицией, получившими информацию об угрозе жизни ребенка или его здоровью. Для обеспечения прав ребенка рассмотрение заявления об отобрании при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью производится судом в максимально короткий срок – 24 часа с момента поступления заявления.
При этом в ст. 77 Семейного кодекса предполагается сохранить внесудебный порядок отобрания ребенка. По словам парламентария, он будет действовать «только в исключительных случаях, когда налицо риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов».
Депутат уточнил, что действия органа опеки и попечительства могут быть оспорены родителями или иными лицами, на попечении которых находился ребенок.
Соответствующие изменения, определяющие полномочия органов внутренних дел при обращении в суд с заявлением об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, предлагают внести и в закон «О полиции».
Законопроект № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».