ПРАВО.ru
Законодательство
20 августа 2020, 11:48

Минфин предлагает изменить налоговые условия для ряда иностранных компаний

Министерство финансов хочет послабить условия ведения бизнеса для иностранных компаний, которые зарегистрированы в специальных административных районах. Им изменят ставку налога на прибыль по дивидендам. Послабления также коснутся ресурсодобытчиков. Соответствующий проект появился сегодня на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов, но затем был оттуда удалён. Эксперты считают, что эффект от таких поправок в Налоговый Кодекс, в случае их принятия, будет низким и будет нивелировать борьбу с оффшорами.

Министерство финансов опубликовало проект поправок к Налоговому Кодексу, которые предусматривают послабления для международных компаний, зарегистрированных в специальных административных районах (САР). Специальный административный район — территория, где действуют особые условия ведения бизнеса для иностранных компаний: ускоренная регистрация, освобождение от уплаты налога на прибыль для своих контролируемых иностранных компаний, льготные ставки по дивидендам и т.д. Соответствующий документ с поправками был опубликован на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов, но затем пропал оттуда. Внимание на него обратил Коммерсант

Минфин предложил установить в «русских офшорах» налог на дивиденды в 5%

Изменения закрепляют ставку налога на прибыль в размере 5% по дивидендам, которые выплачивают непубличные международные холдинговые компании. Сейчас эта льгота действует только для публичных фирм, а для остальных ставка — 15%. Помимо этого, поправки предусматривают освобождение от налогов зарубежных филиалов международных компаний, которые получают активных доходы. При этом, их пассивный доход не должен превышать 20%.

Такие же послабления власти предлагают предоставить филиалам компаний, чьи доходы поступают за счёт проектов по добыче полезных ископаемых. Имеются в виду те, проекты, которые реализовываются в соответствии с соглашением о разделе продукции, а также концессионными и лицензионными соглашениями, либо другими договорами на условиях риска. Согласно предложенным изменениям, на добычу полезных ископаемых таких компаний должно приходиться от 90% дохода.

«Ситуация выглядит следующим образом: мы как страна против вывода дивидендов в иностранные юрисдикции по ставке 5%, продавливаем изменения в Соглашения об избежании с целым рядом стран, однако сами разрешаем делать то же самое при условии, что такой „вывод“ производится через промежуточную компанию в САР», комментирует законопроект партнёр TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Алексей Артюх. Речь идёт о пересмотре соглашений об избежании двойного налогообложения для борьбы с оффшорами. Переговоры об этом власти ведут последние несколько месяцев с Кипром, Мальтой, Нидерландами и Люксембургом.

«Собственно фискальный эффект здесь точно неочевиден: разменять 5% с дивидендов на Кипр на те же 5% куда угодно через САР — странная цель. — продолжает Артюх, — Да, резиденты САР должны „инвестировать“ 50 млн. рублей в регион при регистрации — но это смешная сумма при потенциальной экономии на налогах».

По словам юриста, принимаемые меры частично нивелируют эффект от пересмотра договоров об избежании двойного налогообложения, которые сейчас проводит правительство. «Можно переехать в САР с Кипра и продолжить платить дивиденды из России под 5%. Понятно, что не все смогут этим воспользоваться, но по сути это открытый призыв: мы закрываем иностранные офшоры и создаём свои на тех же условиях», поясняет Артюх.

Он считает, что эффект для иностранного бизнеса будет незначительным. По его словам, своими действиями правительство допускает создание в САР бумажных промежуточных компаний для транзитирования доходов с применением пониженных ставок. «Это не очень добросовестная практика с точки зрения ФАТФ и ОЭСР — по сути это именно офшор в самом классическом и негативном понимании, поэтому под угрозами со стороны этих институтов вряд ли в САР придут действительно серьезные игроки без российских корней (сейчас среди 30+ резидентов САР „настоящих иностранцев“ и нет)», говорит Артюх.

При этом, для самих САР никаких плюсов этот механизм тоже не принесет, уверен юрист. «50 млн. с каждого инвестора не позволят создать сколько-нибудь значимую инфраструктуру, предприятия, рабочие места и т.п. Поэтому САР, скорее всего, так и останется точечным инструментом, позволяющим отдельным нашим подсанкционным согражданам возвращаться в Россию на бумаге, но оставаться „в полупозиции“ между Россией и другими государствами», говорит партнёр «Taxology».

Он также советует не стоит забывать о неналоговой специфике российской юрисдикции, которая почти в полном объеме лишь с некоторыми изъятиями распространяется на САР. «Помимо прочих ежедневных прелестей нашей правовой системы это означает, что с точки зрения иностранных государств САР — это та же Россия, государство под санкциями со стороны многих стран, которые вынужден соблюдать всякий серьезный бизнес», заключает юрист.