Люблинский суд признал фигуранта дела «Нового величия» Павла Ребровского виновным в организации экстремистского сообщества, передаёт ТАСС. Судья Владимир Кузнецов приговорил обвиняемого к шести годам колонии. Его взяли под стражу прямо в здании суда. Ранее прокуратура требовала дать Ребровскому семь лет.
Это уже второе рассмотрение дела Ребровского. В апреле 2019-го ему дали два с половиной года колонии в рамках досудебного соглашения. Но позже он подал жалобу на давление со стороны следствия и от признания вины отказался, равно как и от показаний против предполагаемых соучастников. В итоге приговор отменили, а дело направили на новое рассмотрение.
10 участников «Нового величия» задержали в марте 2018 года. Их обвинили в создании экстремистского сообщества. Начало прений сторон несколько раз переносили: сначала из-за болезни судьи, а затем из-за начавшейся пандемии коронавируса. Сами обвиняемые говорят, что идею создать такую организацию им подсказали внедренные сотрудники полиции и ФСБ. В частности, они называли некоего Руслана Д., который, по словам обвиняемых, провоцировал фигурантов дела на различные беседы.
В начале августа Люблинский суд признал семерых участников дела виновными по статье о создании экстремистского сообщества. При этом квалификацию об участии в таком сообществе в рамках той же статьи обвинитель посчитал излишней и заявил об этом в ходе процесса. Часть фигурантов приговорили к условным срокам, а остальные получили от шести до семи лет колонии.
Адвокат Ребровского Мария Эйсмонт, комментируя дело, говорит, что «шесть лет реального срока получил человек, который ничего не совершил: он ходил на три митинга – все три мирные, два из них согласованы с органами исполнительной власти». По её словам, подсудимый распространял листовки совершенно безобиднейшего содержания, «в которых только калужские эксперты нашли скрытые призывы к насильственному свержению власти».
Ещё одним доказательством стали материалы бесед на встречах и в Telegram-чате. «Весь приговор строится на интерпретации разговора в чате и разговоров на встрече, – говорит Эйсмонт. – Хотя эти разговоры получены с процессуальной точки зрения абсолютно недопустимым путём». По её словам, материалы переписки в Telegram-чате принёс провокатор Константинов, который по делу проходил как Руслан Д. По версии следствия, он сам скачал беседу за 5000 руб. и принёс на диске следователю. Сделал он это якобы с помощью человека, которого он нашёл на рынке «Горбушка», но фамилию этого специалиста он в итоге забыл.
«Полученные таким образом доказательства нельзя признать допустимыми просто из азов уголовно-процессуального законодательства, – говорит адвокат. – Вместе с тем доказательство признали допустимым, потому что суд сказал: «Раз Руслан Д. там ничего не исправлял, то всё в порядке».
При этом распечатанные беседы в Telegram тоже вызывают сомнения у Эйсмонт. «Если вы скачаете чат, в котором являетесь участником, в скачанном варианте вы получите подписанные сообщения всех остальных пользователей, а также ваши сообщения, но они не будут подписаны. Там будет только время их отправки, но не будет вашего имени», – поясняет адвокат. По её словам, в Telegram-чате, в котором участвовал Ребровский, было много анонимных сообщений, которые на самом деле принадлежат человеку, скачавшему эти материалы, то есть Руслану Д.
«Эксперты, когда доказывают скрытые призывы и подкрепляют это кусками из переписки в Telegram-чате, очень много реплик Руслана Д. приписывают другим участникам (исходя из того, кто автор предыдущей реплики)», – поясняет Эйсмонт. При этом реплики самого Ребровского полностью безобидные, говорит адвокат.
* – в 14:37 добавлен комментарий адвоката.