Адвокаты в пандемию
Подводя итоги года для российской адвокатуры, президент ФПА Юрий Пилипенко отметил, что его коллеги даже в условиях карантинных мер продолжали успешно помогать доверителями по всей стране.
Правда, точечные сложности у защитников все равно возникали. Весной в ряде регионов из-за пандемии коронавируса для граждан, которые въезжают из других регионов, ввели двухнедельный карантин. Те, у кого есть жильё на территории субъекта, отбывали его по месту жительства, а остальные – в обсерваторах. Адвокатов, которые прилетали лишь на один день, чтобы поучаствовать в судебном заседании, местные власти изначально заставляли соблюдать такую меру.
Но вовремя вмешался Минюст, который попросил региональных чиновников сделать исключение в этом правиле для юристов, которые приезжают из других субъектов страны для исполнения профессиональных обязанностей. Ведомство предложило освободить их от обязательной самоизоляции при предъявлении адвокатского удостоверения, что и было сделано. Вице-президент ФПА Михаил Толчеев назвал те действия Минюста нужными и своевременными.
Продолжая тему сложностей работы в пандемию, Пилипенко отметил важность того, что суды не остановили свою работу в этот непростой период: «Иначе потом судебная система бы рухнула от перегрузок». По его мнению, будет не лишним законодателю добавить в процессуальные кодексы отдельную главу, которая регламентирует разбирательство дел в период чрезвычайных ситуаций. Тем более, что онлайн-заседания стали уже привычным форматом для юристов. По словам члена совета ФПА и советника Елены Авакян, к арбитражной системе в этой сфере вопросов нет. Там ситуация более или менее стабильна, а вот в СОЮ сложности есть, сказала она.
Поправки для адвокатов
Говорили сегодня и про новую редакцию закона об адвокатуре, которая заработала с 1 марта 2020 года. Тогда вступили в силу поправки, которые закрепили право на гонорар успеха для адвокатов. Благодаря этой новелле обсуждаемый институт стал более легализованным, подчеркнула Елена Авакян. Она отметила, что пока рано давать оценку его работе, так как еще прошло не слишком много времени. В следующем году увидим первую судебную практику по такому вопросу, тогда уже можно будет судить о эффективности легализованного гонорара успеха, сказала Авакян.
Появились и другие новеллы. Адвокатский стаж, необходимый для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшили с пяти до трёх лет. А при очередной ротации членов совета ФПА адвокаты смогут предлагать новые кандидатуры в состав, до этого всех претендентов выдвигал президент палаты.
Главе ФПА позволили возбуждать дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в региональной палате. Дальше материалы нужно передать в комиссию по этике и стандартам, где их рассмотрит совет ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохранился прежний порядок «дисциплинарки». Пилипенко рассказал, что новой возможностью в 2020 году воспользовались 10 экс-адвокатов. По шести из них производство не открывалось, так как они параллельно пошли возвращаться себе статус через суд. По оставшимся четырем жалобам мы поддержали выводы региональных палат, рассказал глава ФПА.
Репутационный ущерб и монополия
Не обошли вниманием резонансное дело актера Михаила Ефремова, а точнее его последствия для адвокатуры. Вся страна следила за этим процессом как за сериалом, отметил Пилипенко. Он с грустью констатировал, что разбирательство бросило тень на репутацию российской адвокатуры: «Не раз и не два нам будут еще вспоминать историю».
Все закончилось тем, что Эльмана Пашаева и Александра Добровинского лишили адвокатских статусов. Именно об этом просил Минюст. В ведомстве посчитали, что Пашаев и Добровинский продемонстрировали «пренебрежительное отношение к правилам адвокатской профессии, проигнорировав корпоративную дисциплину, этику и нравственность». Пилипенко отметил, что все же адвокатского статуса они были лишены по результатам дисциплинарных производств, возбужденных президентом ФПА по представлению вице-президентов ФПА. По итогам их рассмотрения в адвокатских палатах Северной Осетии и Москвы нашли проступки у Пашаева и Добровинского, лишив их статусов на один и два года соответственно. Когда пройдут эти сроки, юристам придется заново сдавать адвокатские экзамены. Продолжая эту тему, Пилипенко сказал, что сейчас обсуждается вопрос о возможной поправке в КПЭА – если защитника лишают статуса во второй раз, то попытаться его вернуть он сможет не раньше, чем через пять лет.
Вспомнили и про ситуацию с адвокатской монополией. Год назад на встрече с тогдашним премьер-министром Дмитрием Медведевым мы достигли важных договоренностей по этому вопросу, сказал Пилипенко: «Ключевые моменты планировалось обсудить на ПМЮФ-2020, который не состоялся». Одним словом, пандемия и смена правительства привели к тому, что сейчас вопрос «адвокатской монополии» откатился к состоянию годичной давности, сказал глава ФПА.
Пилипенко в очередной раз призвал силовиков к необходимости соблюдать закон. Он упомянул об этом, когда говорил про защиту адвокатов от необоснованного привлечения к уголовной ответственности из-за якобы завешенных гонораров. А еще докладчик анонсировал Всероссийский съезд адвокатов весной 2020 года: «На повестке будет вопрос о внесении изменений в Кодекс профэтики адвокатов». Проведем его в апреле, возможно даже в очном формате, но, скорее всего, придется дистанционно, резюмировал президент ФПА.