С начала следующего года при предоставлении отчётов по зарубежным счетам в банках резиденты должны будут сообщать не только о движении денег, но и сведения о других финансовых активах. Об этом сообщается на официальном сайте ФНС.
Соответствующее постановление утвердило правительство ещё 9 декабря. Этот же документ и предусматривает новые формы отчётов.
Данные о зачислении, списании и других остатках денег на счетах юрлица и ИП будут предоставлять начиная с отчёта за I квартал 2021 года. Физлица – с отчёта за следующий год, то есть подать эти сведения надо будет до 1 июня 2022 года, а если счёт закрывается – в течение месяца со дня его закрытия.
Резиденты должны будут отчитываться о ценных бумагах, производственных финансовых инструментах, долях в уставном капитале компании, в иностранных структурах без образования юрлица, а также о правах требования из договоров страхования и «иных финансовых активов».
Что касается последнего пункта, то в документе он не разъясняется. «Можно предположить, что налогоплательщик обязан самостоятельно идентифицировать свой актив и заявить о нем, – цитируют «Ведомости» эксперта по правовым вопросам АКГ «Градиент альфа» Татьяну Гераскину. – Ранее компании, в которых россиянин не владеет контрольным пакетом, не интересовали налоговиков, но теперь необходимо их раскрыть. К примеру, резидент РФ, обладая долей в 10% в уставном капитале иностранной компании, обязан сообщить об этом в налоговую службу, указав соответствующие сведения в отчете».
При этом доли в иностранном предприятии не всегда учитываются на счетах в банке, говорят специалисты. «Например, доли в уставном капитале юридического лица, как правило, не учитываются на каких-либо счетах в финансовых организациях», – поясняет замруководителя практики «Международное право и налоги» Антон Тарунтаев. При этом вопросы у налоговиков могут возникнуть к случаям, когда финансовые активы получены без соответствующих списаний с российских или иностранных банковских счетов, добавляет эксперт. По его словам, таким же образом ФНС может обнаружить неуплату НДФЛ, когда налогоплательщик получает доходы от отчуждения иностранных финактивов.
Гераскина же полагает, что такие меры – это продолжение политики вывода бизнеса из тени. «ФНС презюмирует, что если есть актив, то обязательно должен быть от него положительный финансовый результат, – говорит эксперт. – В связи с новыми требованиями собственнику даже самого незначительного актива нужно быть готовым убедить налоговую в том, что никакого дохода он не получает».
В то же время из валютной отчётности нельзя узнать об операциях за год – только баланс на его начало и на его конец, поясняет Тарунтаев. По его словам, информация на основе такой отчётности не всегда подтверждает факт совершения каких-то правонарушений – в основном указывает на саму вероятность их совершения. Эксперт полагает, что в ближайшее время в ч. 1 Налогового кодекса могут внести поправки, которые разрешат ФНС принудительно требовать с физлиц пояснения о сомнительных данных об их зарубежных активах.