Опубликовано коллективное журналистское расследование OpenLux, согласно которому Великое Герцогство Люксембург играет роль крупного офшорного центра для отмывания средств и ухода от налогов. По оценкам его авторов, 81% инвестиционных фондов Люксембурга не сообщили о конечных собственниках проходящих через них средств. В целом почти 90% зарегистрированных в стране компаний принадлежат не люксембуржцам.
Среди основных бенефициаров люксембургских офшоров La Monde, чьи журналисты участвовали в расследовании, выделяет криминальные группы – итальянскую мафию, калабрийскую ндрангету и российский преступный мир. Издание отмечает, что в Люксембурге скрывают неофициальные фонды итальянская праворадикальная партия «Лига» и люди, связанные с венесуэльским правительством.
Издание «Важные истории», которое приняло участив в расследовании, нашло свыше 1000 россиян среди конечных бенефициаров люксембургских компаний. Речь идет о предпринимателях из списков Forbes, сотрудниках госкомпаний и крупных подрядчиках.
Среди самых популярных инструментов – семейные фонды управления активами и фонды взаимного инвестирования, для которых в Люксембурге существуют весомые налоговые льготы. Всего в стране около 15 000 инвестфондов, которые управляют совокупными активами на $4,5 трлн. Кроме того, люксембургские компании владеют значительным объемом недвижимости во Франции, Германии, Великобритании и других странах, хотя в последние годы европейские налоговые органы нацелены на борьбу с такими схемами.
Официально Люксембург утверждает, что после требований ЕС около 90% компаний зарегистрировали данные о конечных владельцах. Но авторы расследования считают, что данные раскрыли только около 50% зарегистрированных в стране компаний.
Курс на большую прозрачность непросто выдержать из-за того, что контролирующие ведомства Люксембурга укомплектованы в соответствии с реальными размерами и населением страны, а не числом зарегистрированных там предприятий, отмечает La Monde. Про мнению издания, множество выявленных в рамках OpenLux злоупотреблений ставит вопрос о том, способно ли герцогство эффективно контролировать собственную финансовую экосистему.
Участники расследования рассмотрели свыше 4 млн документов за более чем полвека. В расследовании приняли участие свыше десятка СМИ из разных стран, а также Центр по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) и организация Transparency International.