ПРАВО.ru
Практика
5 марта 2021, 12:55

Кипр создаст реестр конечных бенефициаров компаний

Эксперты полагают, что создание такого реестра вынудит компании с российскими владельцами массово покинуть Кипр и перейти в «более защищенные» юрисдикции.

С 16 марта Кипр начнет собирать данные о владельцах и конечных бенефициарах компаний, которые зарегистрированы в стране, сообщает Reuters. На основании этой информации создадут полный реестр конечных бенефициарных владельцев (UBO). Таким образом Кипр пытается сделать свою экономику более прозрачной в соответствии с антиотмывочными нормами Евросоюза.

Как уточнила Антония Фаита-Ставриде, официальный представитель Министерства энергетики, торговли и промышленности Кипра, у компаний будет полгода, чтобы предоставить соответствующие данные и присоединиться к системе. К созданной в результате базе данных государственные структуры других стран смогут получить доступ по запросу.

Фаита-Ставриде выразила надежду, что итоговый вариант системы будет доступен к концу года, но не смогла назвать более конкретные сроки.

Кипр уже долгое время пытается уйти от сложившегося образа приюта теневой экономики и привлекательной юрисдикции для сокрытия доходов. В 2020 году страна прекратила выдавать так называемые «золотые паспорта», то есть фактический обмен кипрского гражданства на инвестиции. Кипрские власти признали, что программа вела к многочисленным злоупотреблениям.

Майра Мартини, эксперт организации Transparency International, отметила, что найти конечного бенефициара через цепочку перевалочных фирм может оказаться крайне сложно, особенно с учетом того, что часть этих компаний зарегистрирована в других офшорных зонах. Она указала, что сейчас антиотмывочное законодательство ЕС требует, чтобы реестр был публичным, чего Кипр пока делать не намерен.

К тому же для большей эффективности реестр UBO нужно увязать с другими базами данных, например, владельцев недвижимости, подчеркивает Мартини. Тогда власти смогут при расследовании соотносить различные данные.

Эксперты отмечают, что ранее с Кипра уже начался отток компаний по причине более строгого контроля со стороны банков. Вероятно, этот процесс ускорится, так как многие фирмы предпочтут сменить юрисдикцию, но не раскрывать своих владельцев.

Что это значит

Кипрская юрисдикция традиционно используется российским бизнесом как для налоговой оптимизации, так и для обеспечения анонимности владения и инвестиций, говорит Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group. Несмотря на недавно введенные требования российского налогового законодательства о раскрытии информации о контролируемых иностранных компаниях и счетах в иностранных юрисдикциях, отнюдь не все российские бенефициары подали соответствующие декларации.

Российский власти и ранее могли получать информацию о бенефициантах счетов и компаний, но теперь эта процедура значительно упростится, считает Матюхов. Но стоит учесть, что на Кипре по-прежнему существует сервис так называемого номинального владения. В таких случаях бенефициарами компании регистрируются лица, не являющиеся российскими резидентами, и они выписывают доверенности на реальных бенефициаров или их представителей, что обеспечивает определенную степень анонимности. До сих пор информация раскрывалась в первую очередь через банковскую систему, поскольку именно банковский комплаенс – наиболее жесткий в отношении раскрытия реальных бенефициаров, отметил юрист.

Инициатива кипрских властей невыгодна для собственников бизнеса, в том числе из России, поскольку многие компании зарегистрированы там именно для сокрытия информации о владельцах, считает Ольга Евстропова, член Ассоциации юристов России. Вероятно, что некоторые компании скорее сменят юрисдикцию, чем раскроют своих бенефициарных владельцев.

Но Евстропова отмечает, что доступ к реестру бенефициаров будет иметь разные уровни, а предоставлять сведения оттуда будут только по запросу. Реестр не станет публичным и доступным. Он не связан с другими реестрами и не будет раскрывать всю информацию об имущественном положении бенефициаров. Но для российских компаний в любом случае это риск, указала юрист. 

С ней согласен партнер и руководитель практики юридического дивизиона Rights Business Standard Павел Русецкий. Появление реестра, вероятно, спровоцирует отток российских компаний в «более защищенные» юрисдикции. Если публичный реестр бенефициаров кипрских компаний действительно будет создан, российскую экономику ждет очередной этап масштабного передела собственности и перераспределения активов. 

Более того, наличие в публичном доступе информации о бенефициарах компаний позволит эффективнее привлекать физлиц к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве, указывает Русецкий. Анализ судебной практики последних лет показывает, что субсидиарка – своеобразный тренд в делах о банкротстве и один из самых действенных механизмов взыскания задолженности. Но сейчас от невозможности найти информацию о конечных владельцах–физических лицах к ответственности привлекают кипрские компании, у которых нет доступа к достаточным для погашения долгов активам.

Владимир Шалаев, партнер ООО «Правовая группа», тоже указывает на пользу такого реестра для взыскателей. Он упростит доказывание статуса контролирующего лица у бенефициара.