ПРАВО.ru
Практика
15 апреля 2021, 13:41

ВС начал отменять штрафы за нарушение самоизоляции

Речь идет о решениях по административным делам, которые еще не исполнены.

Верховный суд вынес постановление по делу жителя города Чистополь (Татарстан) Дмитрия Сушкова, который оспаривал штраф 1000 руб. за нарушение ч.1 ст. 20.6.1 КоАП (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). Инстанция встала на сторону заявителя, указав на то, что принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.

Нарушение самоизоляции: было или не было?

В материалах дела говорится, что Сушков 23 апреля 2020 года нарушил режим самоизоляции, который был утвержден распоряжением кабмина Татарстана 30 марта того же года. Он предписывал всем гражданам до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки находиться дома и без крайней необходимости его не покидать. Исключения – поход в ближайший магазин за продуктами и обращение за экстренной медпомощью.  

Как рассказала «Право.ru» адвокат Сушкова Ольга Петрова, наряд полиции застал ее доверителя в автомобиле, когда он собирался доехать до ближайшей больницы – ему требовалась медпомощь. «Вместо того, чтобы сопроводить человека на его же машине, они начали оформлять документы. Более того, они документы изъяли из бардачка. Ситуация, конечно, не совсем стандартная, редко кто так делает из полицейских, но было приблизительно так», – прокомментировала ситуацию адвокат.

В итоге в мае 2020 года Чистопольский городской суд признал Сушкова виновным в нарушении противоэпидемиологических требований и назначил штраф 1000 руб., несмотря на то, что суду был предоставлен больничный. По словам Петровой, на вынесение решения у судьи ушло всего две минуты. Тогда была дана установка от государства – наказывать за подобные нарушения, отметила адвокат.

Верховный суд Татарстана и Шестой КСОЮ оставили судебный акт первой инстанции в силе.

Позиция Верховного суда

При рассмотрении дела инстанция посчитала принятые судебные акты незаконными. ВС сослался на ст. 54 Конституции, гарантирующую, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, смягчающий или отменяющий наказание, имеет обратную силу. 

Согласно материалам дела, 10 мая 2020 года распоряжение кабмина о мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции утратило силу, а значит, утратили силу и его положения о необходимости соблюдать обязательную самоизоляцию. При этом ко времени отмены распоряжения решение суда о взыскании штрафа с Сушкова еще не было исполнено.

«При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся в отношении Сушкова Д.П. о привлечении его к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению», – постановил ВС.

Мнения юристов

«Данное решение – безусловный показатель того, что мы успешно движемся к окончанию периода пандемии не только в сфере здравоохранения, но и в сфере правоприменения», – отметила адвокат Pen & Paper Александра Харина.

«Такая позиция полностью соответствует требованиям о действии КоАП во времени. Можно сказать, что постановление по делу Сушкова Д.П. одно из первых, где Верховный суд последовательно и четко руководствуется нормами права и не делает «исключений и поправок» на сложную эпидемиологическую ситуацию», – пояснила Александра Харина, адвокат Pen & Paper.

Формально предпосылки для изменения судебной практики были отражены еще в Обзоре Президиума ВС от 17 февраля этого года, где дано разъяснение о необходимости обычного применения обратной силы более мягкого закона к так называемым коронавирусным правонарушениям. 

«Если смотреть глубже, необходимость продолжения «закручивания законодательных гаек» отпала в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в целом. Возможно, поэтому ВС решил поставить точку в этом вопросе и подтвердить необходимость строгого соблюдения требований закона», – считает Харина.