В начале 2021 года в России стали прививать от коронавируса. Власти заинтересованы в массовой вакцинации, поскольку пандемия – это серьезная нагрузка на здравоохранение, а ограничительные меры наносят ущерб экономике. Сейчас обязательную вакцинацию на работе для отдельных категорий граждан ввели 12 регионов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская, Тверская, Нижегородская, Тульская, Кемеровская области, Краснодарский край, Сахалин, Ненецкий АО.
Кампания распространится на миллионы. Например, в Москве и Московской области в отраслях, которые полностью или частично затрагивает обязательная вакцинация, заняты до 2,9 млн человек в Москве и еще 1,4 млн в Подмосковье.
Темпы вакцинации уже подскочили. Министр здравоохранения Подмосковья Светлана Стригункова сообщила, что в области за минувшую неделю привились 100 000 человек – в пять раз больше, чем до начала кампании. В Москве собираются штрафовать работодателей на значительные суммы за неисполнение плана вакцинации сотрудников.
В то же время многие боятся российских вакцин или прививок в принципе, не готовы принять решение прямо сейчас, не доверяют государству или разделяют конспирологические теории. Что будет, если работник откажется прививаться? В отличие от компаний, закон не предусматривает для сотрудников санкций. И, как напомнил министр труда и социальной защиты Антон Котяков, в ТК нет такого основания для увольнения, как отказ от прививки. Но как отказавшиеся продолжат работать с людьми – тоже непонятно, ведь в этом и смысл кампании. «Наверняка некоторые сотрудники откажутся вакцинироваться и в добровольном порядке покинут ряды нашей компании», – заявили РБК в пресс-службе «Шоколадницы». Если работник не соглашается, предприятие может отправить его работать удаленно или в неоплачиваемый отпуск, пока ограничения не будут сняты, говорят в московской мэрии.
То, что непривитых дискриминируют, подтвердила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Она не против вакцинации, но считает, что механизмы ее реализации «порождают массовый психоз, боязнь».
Некоторые зарубежные страны добились высоких темпов вакцинации и без обязательных мер. В ЕС обязательная вакцинация существует лишь для очень узких категорий, например, для врачей в Италии, социальных работников в Великобритании. В Китае, где ввели уже почти миллиард доз вакцин, проводится кампания «Вакцинировать всех, кого можно», которая не является принудительной, но при этом очень успешна. Самые высокие темпы вакцинации в Израиле, где привилось больше 50% населения. В этой стране застраховали всех от возможного ущерба, который может нанести вакцина.
В России людей беспокоит агрессивная прививочная кампания. Опасения самые разные: от будущих побочных явлений до мирового заговора.
Опрос «Актион-МЦФЭР», проведенный по просьбе Forbes, показал, что 13% работодателей думают о покупке сертификатов о вакцинировании сотрудников. Эксперимент Право.ру показал, что приобрести его просто . Достаточно ввести в Telegram слово «сертификат», чтобы сразу найти канал, на котором торгуют «серыми» документами.
Правоохранители уже реагируют на новоявленный «черный рынок». В ГУ МВД 18 июня отчитались о возбуждении 24 уголовных дел по статье 327 УК «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков». Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями в разных районах провели проверочные закупки и задержали троих подозреваемых, которые торговали сертификатами с поддельными печатями. Подобную операцию провели и петербургские оперативники.
Статья 327 УК предусматривает санкцию за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей:
- ограничение свободы на срок до двух лет;
- принудительные работы на срок до двух лет;
- арест на срок до шести месяцев;
- лишение свободы на срок до двух лет.
Использование заведомо подложного документа наказывается:
- штрафом в размере до 80 тысяч рублей;
- обязательными работами на срок до 480 часов;
- исправительными работами на срок до двух лет;
- арестом на срок до шести месяцев.
Практика по делам уже начала формироваться, одно из дел по подделке ковидных сертификатов рассмотрит Бабушкинский районный суд Москвы 25 июня. Дело было зарегистрировано 19 апреля. Столичная прокуратура установила, что обвиняемый разместил в интернете объявление с предложением о продаже сертификатов о вакцинации против коронавируса и справок о временной нетрудоспособности, распечатал поддельные бланки, собственноручно заполнил их и проставил поддельные штампы и печати.
Мнения экспертов
Так называемые «ковидные паспорта» в нынешнем виде неактуальны, гораздо более эффективны цифровые средства, отмечает юрист практики «Здравоохранение и технологии» Серафима Самодурова. «Бумажный сертификат вакцинации от Covid-19 вообще не защищен от подделок. Отсутствуют уникальные номера или водяные знаки. Информация о лечебном учреждении, где была проведена вакцинация, серия препарата также могут быть подделаны», – сказала юрист. Иными словами, сами по себе сертификаты должны подтверждаться «проводками» в электронных системах.
Суды часто выносят приговоры по факту подделки различных медицинских справок, больничных и аналогичных документов. И «условкой» наказания не ограничиваются. Например, один год ограничения свободы получил Д., который изменил дату медицинской справки для водительских прав с 2014 на 2015 год. В апелляции адвокат осужденного настаивал, что медсправка не предоставляет никаких прав и не освобождает от обязанностей, не является официальным документом. Прокурор возражала. По ее мнению, медсправка – документ, включенный в документооборот официального субъекта, и дает определенное право, в данном случае – право управлять автомобилем. Апелляционный суд согласился с этой логикой и отказался пересматривать приговор.
По закону преследуется подделка документов, которые имеют официальный характер, дают права или освобождают от обязанностей.
Официальный характер сертификата не вызывает сомнений – он выдается больницей и включается в ее официальный документооборот. Сложнее вопрос, дает ли справка какие-то права или освобождает от обязанностей. «Учитывая последние нововведения, сертификат о вакцинации как раз является таким документом, поскольку он нужен, например, для работы», – подчеркнула адвокат Анна Мамонова.
Дело не только в работе: например, 22 июня в Москве объявили о создании зон, «свободных от ковида». В кафе и рестораны будут пускать только тех, кто прошел вакцинацию, переболел COVID-19 в течение последних шести месяцев либо имеет отрицательный ПЦР-тест, действительный в течение трех дней.
По словам Мамоновой, так называемые «серые» сертификаты, когда прививку не делают, но формально она проводится по документам, грозят уголовной ответственностью: человек понимает и допускает, что получает сертификат без прохождения вакцинации. «Доказать такие факты будет сложнее, но, скорее всего, в первую очередь будут бороться именно с такими «серыми» вакцинациями», – считает адвокат.
А по мнению Самодуровой, пока однозначно нельзя сказать, впишется ли «ковидный паспорт» в диспозицию этой статьи.