В 2014 году ООО «Стройспецгрупп» открыло две кредитных линии в банке «Югра». После неоднократных продлений срок возврата по первому кредиту заканчивался в 2019 году, по второму — в 2020-м. В обеспечение договора АО «Прагматик» поручилось двумя своими зданиями в Москве. Это произошло 31 мая 2017 года, а уже 2 ноября «Югра» обратилась к «Стройспецгруппу» за досрочным возвратом денег по кредитам.
Заемщик деньги не вернул, после чего «Югра» обратилась с иском к «Прагматику», потребовав выдать ей заложенные здания (дело № А40-184464/2019). Суды трех инстанций решили, что договор об ипотеке, в котором не установлен срок его действия, прекратился по истечении одного года со дня предъявления банком требования о досрочном возврате кредита. То есть еще до обращения банка в суд с иском к «Прагматику».
Банк обжаловал решения в Верховном суде. По мнению заявителя, на договор ипотеки распространяются введенные в 2015 году правила абз. 2 п. 6 ст. 367 ГК, согласно которому требование о досрочном возврате кредита не сокращает срок для предъявления требований к поручителю. Годичный срок на предъявление требования об обращении взыскания на заложенное имущество подлежит исчислению со дня наступления первоначального срока возврата кредита, определенного в договоре, уверены в «Югре».
Экономколлегия с этим согласилась, отменила решения нижестоящих судов и направила спор на новое рассмотрение в АСГМ.