ПРАВО.ru
Практика
19 января 2022, 12:16

Кассация защитила порт «Усть-Луга» от взыскания 5,3 млрд руб.

В 2017 году порт проводил перевалку груза по заказу «Нева-Транспорт-Трейдинг». Во время плавания корабль попал в шторм, и крепежи груза не выдержали. Страховщик взыскал крупную выплату за повреждение груза с перевозчика в порядке регресса. Компания попыталась переложить эти убытки на порт, но суды решили, что он не отвечает за события в море.

Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил решение нижестоящих инстанций по иску ООО «Нева-Транспорт-Трейдинг» к АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (дело № А56-3504/2021). Истец пытался взыскать компенсацию ущерба, возникшего из-за плохого крепления груза при перевалке, но суды полностью в этом отказали.

В 2014 году «Нева-Транспорт-Трейдинг» заключила с портом договор, по которому последний обязался оказывать услуги по перевалке и хранению грузов. В декабре 2017 года по заявке истца порт организовал перевалку груза на теплоход для отправки в Китай. Отправителем этого груза был Рособоронэкспорт. По данным СМИ, речь идет о ракетах С-400.

Непосредственно креплением груза на борту занималась компания «Глобал-Сервис» (ныне «Новотранс»). Во время плавания теплоход попал в шторм, перевозимый груз сдвинулся с места и получил повреждения. В итоге «Независимая страховая группа» выплатила Рособоронэкспорту 5,36 млрд руб., на которые был застрахован груз. Эту сумму страховая компания, в свою очередь, взыскала с перевозчика (дело № А40-318943/2018). В свою очередь, «Нева-Транспорт-Трейдинг» потребовала от порта компенсировать эти убытки, так как ответчик, по мнению компании, отвечал за надлежащее закрепление груза.

АС Санкт-Петербурга отметил, что правила порта требуют, чтобы все работы по перевалке проходили под наблюдением администрации судна и сюрвеера со стороны заказчика. Так было и в этом случае. Они подписали акт о выполнении работ по креплению груза и не предъявили порту никаких замечаний. Таким образом, «Усть-Луга» не несет ответственности за то, что произошло в море потом, — за это отвечает капитан судна.

Кроме того, суды сочли, что истец пропустил срок исковой давности. «Нева-Транспорт-Трейдинг» с этим не согласилась: по мнению истца, его следовало исчислять не с даты обнаружения повреждения груза, а с момента, когда с компании взыскали страховой ущерб.

Кассация с этим не согласилась: к требованиям на основании договора морской перевозки применяется срок исковой давности в год, который исчисляется с момента возникновения оснований для иска. В данном случае это момент, когда компании должно было стать известно о повреждении груза. Суды также обоснованно отклонили ходатайство о рассмотрении дела в закрытом заседании, так как в материалах нет ссылок на документы, содержащие секретные сведения.

Ранее «Независимая страховая группа» также пыталась взыскать 5,6 млрд руб. с АО «Хатангский морской торговый порт», который был оператором перевозившего груз судна. Но суды в этом полностью отказали (дело № А33-226/2021).