ПРАВО.ru
Практика
4 февраля 2022, 16:08

Apple выполнил требования закона о «приземлении»

Цифровой гигант, который зарегистрирован в Ирландии как Apple Distribution International Ltd., открыл представительство в Москве в районе Арбат. Одной из сфер деятельности будет право.

В частности, представительство займется консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управлением и деятельностью в области права, сообщает «Интерфакс».

В 2015 году было открыто «OOO «Эппл Рус». Оно занимается продажей гаджетов и компьютеров. Все вопросы, связанные с контентом (в том числе, взаимодействие с органами власти), теперь будет курировать представительство. 

Как отметил зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин — один из авторов законопроекта о «приземлении», функции российского представительства Apple будет выполнять отдельное юрлицо, которое уже учреждено компанией «Эппл Дистрибьюшн Интернэшнл» (это ирландское подразделение корпорации, которое отвечает за работу ее сервисов).

По мнению Горелкина, российские пользователи таким образом получат более качественную поддержку.

1 июля Владимир Путин подписал закон о «приземлении» иностранных интернет-компаний, который обязывает международные IT-компании с суточной аудиторией более 500 000 российских пользователей, создавать филиалы в России. Счетчик для определения размера аудитории будет выбирать Роскомнадзор. В случае отказа таким ресурсам грозят запреты на размещение рекламы, получение переводов от россиян, сбор их персональных данных; к таким сайтам также могут применить замедление.

Авторы законопроекта отмечали, что сейчас существенную долю рынка информационных технологий занимают зарубежные корпорации. Так, по данным различных исследований, поисковую систему Google предпочитает около 56% россиян. Второе и третье место по популярности среди социальных сетей в России занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории). Кроме того, по данным Mediascope, видеохостинг YouTube (принадлежит Google, LLC) является третьим по популярности сайтом в России, его ежемесячная аудитория составляет более 44 млн человек.

При этом действующее законодательство не содержит прямой обязанности для таких компаний учреждать юрлицо, уполномоченное действовать от их имени, что позволяет им формально оставаться вне российской юрисдикции. Например, работающие в России ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний.

«Интерфакс» напоминает, что РКН в ноябре внес 13 компаний в перечень подлежащих «приземлению». Это Google LLC, Apple Distribution International Ltd., Meta Platforms Inc., Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte. Ltd (Likee), Discord, Pinterest, Twitch.