Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и изъял из собственности горно-металлургической компании «Норильский никель» участок Норильской железной дороги и связанные с ней объекты (дело № А33-17177/2021). Надзорное ведомство пришло к выводу, что приватизация этих объектов прошла с нарушением закона.
«Норникель» приватизировали в 1993 году на основании президентского указа № 1017. Процедура предполагала сохранение технологической целостности и хозяйственной самостоятельности предприятий концерна, поэтому в число объектов приватизации вошел и участок железной дороги с прилегающим к нему вокзалом и другими объектами. Из процедуры приватизации исключили только объекты культуры, здравоохранения, гражданской обороны и образования, а также жилищный фонд.
В дальнейшем в результате ряда реорганизаций бывшая собственность концерна была частично распределена между «Норильским никелем» и «Норильской горной компанией», у которой ответчик и приобрел спорные объекты в 2001 году.
По мнению прокуратуры, приватизация проведена незаконно: действовавший в 1993 году закон не допускал приватизации объектов железнодорожного транспорта. При этом в плане приватизации не выделены конкретные объекты железнодорожного транспорта, нет информации об их инвентарных номерах и стоимости. Поэтому в собственность «Норникеля» железную дорогу, как полагает истец, на самом деле включили в обход процедуры приватизации — уже при якобы приобретении ее у «Норильской горной компании».
«Норникель» возражал, что указ президента разрешил для концерна особый порядок приватизации, а также что запрет распространялся только на имущество в ведении Министерства путей сообщения, к которому спорные объекты не относились. То, что по этим путям иногда перевозят пассажиров, не дает оснований относить их к путям общего пользования, к тому же компетентные органы не раз подтверждали их статус технологического железнодорожного транспорта, указывал ответчик. «Норникель» также провел экспертизу, которая показала, что технические характеристики спорных путей не позволят осуществлять движение сформированных маршрутов грузовых поездов, прибывающих с общей сети железных дорог, то есть не соответствуют техническим требованиям, предъявляемым к железнодорожным путям общего пользования. Такую же оценку дал путям Росжледор. Наконец, «Норникель» настаивал, что срок исковой давности с 1993 года давно истек.
Судья Олия Тимергалеева критически отнеслась к утверждениям о приватизации спорных объектов в 1993 году, так как в плане приватизации они не поименованы. Ссылка на истекший срок давности судью также не удовлетворила: так как приватизации в 1993 году не было, нет и оснований отсчитывать срок с этой даты.
Таким образом, суд пришел к выводу, что в собственности «Норильского никеля» железная дорога оказалась незаконно, и постановил передать ее в ведение Росимущества.
Как сообщает «Интерфакс», «Норникель» уже заявил о намерении обжаловать это решение.