Конституционный суд подтвердил, что председатель ТСЖ может иметь с товариществом трудовые отношения. Ч. 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса, в которой указано, что член правления ТСЖ не может совмещать эту позицию с работой в товариществе по трудовому договору, не препятствует этому, говорится в Постановлении КС от 05.07.2022 № 28-П.
История вопроса
Галина Руденко была председателем правления товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Кондор» в многоквартирном доме в Северодвинске с ноября 2012 года и до момента ликвидации ТСЖ в мае 2018-го по решению жильцов. Ей назначили вознаграждение в размере 25 000 руб. в месяц. Но получала его Руденко только с февраля 2015-го по январь 2018-го года.
По мнению Руденко, она состояла в ТСЖ в трудовых отношениях. На этом основании она обратилась в Северодвинский городской суд, чтобы взыскать невыплаченную зарплату и компенсацию за нарушение сроков ее выплаты, отсутствие отпусков и моральный ущерб. В этом отказали как первая, так и вышестоящие инстанции.
Суды сочли, что отношения председателя правления ТСЖ с членами этого правления имеют гражданско-правовой, а не трудовой характер. При этом они сослались на ч. 3.1 ст. 147 ЖК, которая, как полагают суды, запрещает заключать трудовой договор с председателем ТСЖ.
По мнению Руденко, это нарушило ее право на труд и свободный выбор рода занятий.
Позиция КС
В действующем российском законодательстве нет указаний на невозможность заключения трудового договора между ТСЖ и председателем правления, считает Конституционный суд. Напротив, нормы о товариществах собственников недвижимости подтверждают, что это допустимо.
Правовое положение председателя правления ТСЖ зависит от устава товарищества или решения, на основе которого с председателем заключают договор. Если его правовое положение документально не зафиксировано, то его должен определить суд, пояснил КС. Трудовые отношения дают больше гарантий, поэтому судам нужны веские основания, чтобы не признать отношения ТСЖ с председателем таковыми. Оспариваемых положений Жилищного кодекса для этого недостаточно.
Запрет председателю правления совмещать свою деятельность в правлении с работой в товариществе по трудовому договору, который зафиксирован в оспариваемой норме, означает, что нельзя по договору с товариществом осуществлять для него другую оплачиваемую работу. Признать трудовыми сами обязанности председателя эта норма не препятствует.
Восстановить права Руденко с помощью пересмотра дела уже невозможно, так как ТСЖ «Кондор» ликвидировано, отметил Конституционный суд. Поэтому, если Северодвинский городской суд установит, что ее отношения с ТСЖ были трудовыми, он сам должен будет определить компенсационные механизмы для истца.