ПРАВО.ru
Практика
11 августа 2022, 17:58

Суд обязал «Тинькофф» вернуть клиенту прибыль от валютных операций

Банк ранее заявил, что выгодный курс, которым воспользовались некоторые его клиенты, стал результатом технического сбоя, а обмен средств по нему — злоупотреблением правом.

11 августа суд частично удовлетворил иск клиента к банку «Тинькофф» о взыскании 1,28 млн руб. неосновательного обогащения. Эту сумму банк списал со счета истца после того, как он воспользовался выгодным обменным курсом в конце февраля. Подробностями иска поделился на платформе vc.ru представитель истца, юрист общественной организации по защите прав потребителей «Инициатива» Василий Черепанов.

В конце февраля на фоне стремительно меняющихся валютных курсов некоторые клиенты «Тинькофф банка» смогли выгодно купить доллары и евро за счет промежуточной покупки других валют, которые нельзя снять в банкоматах и поэтому спрос на них (и, соответственно, их курс к рублю) рос не так быстро. Спустя несколько дней банк заблокировал счета таких клиентов за нарушение условий договора обслуживания, а затем и принудительно списал такие средства. Финансовый уполномоченный в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов Татьяна Савицкая обязала банк вернуть одному из таких клиентов списанную сумму.

Так как финомбудсмен рассматривает только споры на сумму до 500 000 руб., доверитель Черепанова обратился напрямую в суд. Иск подали еще в апреле, но рассмотрение несколько раз откладывали из-за неявки представителей банка. Сегодня «Тинькофф» представил свою позицию. Согласно ей, действия клиента были злоупотреблением правом, так как направлены на получение выгоды за счет банка, а обменный курс евро, которым воспользовался истец, был установлен в результате ошибки. Кроме того, так как клиент получил прибыль в результате серии обменных сделок, нормы о защите прав потребителей к этому делу неприменимы.

«Инициатива» указала, что обмен валюты по установленному самим банком курсу — вполне законное и добросовестное действие. При этом обменные сделки проходили по валютным счетам, а списал средства «Тинькофф» с рублевого счета клиента, по которому заключен отдельный договор и не проводилось никаких сделок по извлечению прибыли.

Суд согласился с доводами истца и обязал банк вернуть списанную сумму, а также выплатить 5000 руб. компенсации морального вреда и 650 000 руб. штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Истец просил взыскать 30 000 руб. компенсации морального ущерба.

Ранее Индустриальный райсуд Хабаровска вынес решение в пользу клиента «Тинькоффа» в аналогичном споре на 20,7 млн руб.