Рынок лизинга в России в первом полугодии 2022 года сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 770 млрд руб., пишет РБК со ссылкой на исследование рейтингового агентства «Эксперт РА». Эту динамику можно объяснить текущим состоянием инвестиционной активности бизнеса на фоне ухудшения геополитической обстановки и введения санкций со стороны западных государств.
Из-за разрыва логистических цепочек и ухода из России крупных производителей лизинговая отрасль столкнулась с дефицитом техники и ростом ее стоимости. Еще на сектор повлияло повышение весной 2022 года ключевой ставки ЦБ.
Похожая ситуация наблюдалась на фоне карантинных ограничений в 2020 году — тогда за первые полгода рынок упал на 22% по сравнению с предыдущим годом.
На 30% сократился сегмент корпоративного лизинга. Речь идет об авиатранспорте, железнодорожной технике, морских и речных судах. Этому способствовало сокращение объемов нового бизнеса (стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС) с морскими и речными судами на 94% и авиатранспорта на 14%.
Санкции остановили передачу иностранными производителями судов в лизинг, а зарубежные порты прекратили обслуживать их, поэтому российские судовладельцы сократили планы по наращиванию и обновлению флота. Сокращение лизинга самолетов, по мнению авторов исследования, можно объяснить введением ограничений на полеты российских авиакомпаний и снижением у них потребности в новых лайнерах.
Объем нового бизнеса в розничных сегментах сократился на 15%, что в два раза меньше снижения в корпоративных сегментах, который более подвержен санкционному влиянию. Наибольшее сокращение в розничном сегменте пришлось на автолизинг (на 17%). По словам авторов исследования, это объясняется общим падением продаж новых легковых автомобилей.
На 6% сократился лизинг строительной и дорожной техники. Такая динамика связана с тем, что эту технику чаще сдают в лизинг производители из дружественных стран.