Компания «Приморский бекон» застраховала своих свиней в «Альфастраховании». Страховая стоимость по двум годичным договорам составила 256,8 и 98,6 млн руб. В числе прочего свиньи были застрахованы на случай гибели из-за инфекционных болезней. И в январе 2019-го у них выявили вирус ящура. Выполняя распоряжение ветеринарных властей, «Приморский бекон» уничтожил 3320 живых свиней и избавился от 45 449 инфицированных трупов.
Страховая компания признала это страховым случаем и выплатила «Приморскому бекону» возмещение — 348,7 млн руб. После этого компания обратилась в суд с иском к Госветинспекции Приморского края: с чиновников потребовали возместить убытки в порядке суброгации (дело № А51-14642/2020). Три инстанции удовлетворили иск «АльфаСтрахования»: они исходили из того, что власти в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств должны компенсировать собственникам стоимость изъятых у них животных и продуктов животноводства. А поскольку страховая компания заплатила собственнику, право требования перешло к ней.
В Госветинспекции с решениями не согласились и оспорили их в Верховном суде. «Гибель животного от биологических причин, включая различного рода заболевания животных, — естественный риск собственника животного и не связана с действиями государственных органов», — настаивает заявитель. В законодательстве не прописана обязанность властей выплатить собственнику стоимость павшего скота, а также самостоятельно уничтоженных им животных. Выплата собственнику животных их стоимости за счет средств краевого бюджета возможна только за тех животных, которые были живы на момент процедуры изъятия. Но «Приморский бекон» самостоятельно убил свиней. А значит, компенсацию собственник требовать не вправе.
Кроме того, заявитель жалобы несогласен с переходом права требования к «АльфаСтрахованию»: «Выплата страхового возмещения за погибших животных произведена в рамках договорных обязательств, при этом гибель животных в результате инфекционного заболевания животных не связана с решением органа государственной власти в связи с проведением мероприятий по борьбе с эпизоотией, направленных на ликвидацию очага особо опасного инфекционного заболевания».
Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила решения нижестоящих инстанций и направила спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.