8 ноября Конституционный суд указал, что в случае необоснованного взыскания утилизационного сбора плательщик может потребовать вернуть не только его сумму, но и проценты. Соответствующее постановление КС опубликовал во вторник.
История вопроса
В 2018 году компания «Трактородеталь Групп» ввезла в Россию щепорубительные машины. Поставщик задекларировал их как станки для обработки древесины, но таможня с этим не согласилась. Она расценила ввезенный товар как самоходные машины и обязала компанию уплатить около 10 млн руб. утилизационного сбора.
Позднее «Трактородеталь Групп» оспорил решение таможенной службы в суде (дело № А56-114436/2018). Уплаченный сбор вернули компании, но выплатить проценты за излишне уплаченный сбор в размере 760 719 руб. таможня отказалась. В этом отношении суды встали на ее сторону, сославшись на то, что п. 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин прямо запрещает платить проценты в таких случаях (дело № А56-69059/2020).
По мнению «Трактородеталь Групп», такое изъятие необоснованно. Утильсбор относится к обязательным фискальным платежам, а Налоговый кодекс предписывает возвращать такие излишне взысканные платежи с процентами. То же предусматривает и таможенное регулирование.
Позиция КС
Оспариваемый пункт правил указывает, что при возврате излишне взысканного утилизационного сбора проценты не выплачиваются. На практике это трактуют как безусловный запрет на компенсацию потерь для плательщика утильсбора.
Такой подход нарушает право собственности плательщика, а также принцип соразмерности публичных платежей, указал Конституционный суд. Плательщики утилизационного сбора не должны находиться в заведомо худшем положении по сравнению с плательщиками налогов и таможенных сборов.
КС предписал законодателю устранить эту несправедливость. До тех пор для расчета процентов по излишне взысканному утильсбору следует применять принципы, закрепленные в НК для случаев излишнего взыскания налога.
Конституционный суд также предписал пересмотреть дело «Трактородеталь Групп».