Нотариус Ринат Зямилов из Татарстана обратился в Верховный суд, чтобы признать недействительными абз. 2 и абз. 4 п. 7 Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (дело № АКПИ22-971). Они устанавливают, что количество нотариусов в округе определяется на основании:
- количества нотариальных действий, совершенных за год в нотариальном округе и субъекте РФ;
- возможности самофинансирования нотариуса.
Зямилов посчитал, что эти положения не соответствуют ч. 1 ст. 23 Основ законодательства о нотариате, нарушают его права и лишают возможности самофинансирования. Истец уверен, что при определении количества нотариусов нужно учитывать численность населения. В противном случае специалистов может быть слишком много, а значит, они получают низкий доход.
Судья Олег Нефедов отметил: нотариальная деятельность — это не предпринимательство, она не преследует цели извлечения прибыли (ст. 1 Основ законодательства о нотариате). Он добавил, что нотариусы, которые работают в малонаселенных и труднодоступных местностях, могут подать ходатайство о материальной поддержке в нотариальную палату.
ВС указал, что оспариваемые истцом положения имеют важное значение.
- Критерий количества совершенных нотариальных действий устанавливает фактическую нагрузку на одного специалиста.
- Критерий возможности самофинансирования устанавливает экономическую возможность нотариальной работы с учетом издержек и мер поддержки за счет нотариальной палаты.
Согласно п. 4 Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, уменьшить количество нотариусов можно, только если есть вакантные должности. А п. 6 указанного порядка устанавливает, что в одном округе должен быть как минимум один нотариус. Количество специалистов увеличивают в зависимости численности населения. Выходит, что доводы Зямилова о том, что численность населения не учитывается, ошибочны.
ВС подчеркнул, что оспариваемые положения не противоречат другим нормативно-правовым актам, в том числе Основам законодательства о нотариате. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска.