Ответственный секретарь комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Екатерина Алисиевич во время вебинара в Федеральной палате адвокатов пояснила: отводы защитников часто используются в уголовных делах, чтобы избавиться от неугодного юриста. Обычно это происходит на этапе следствия. Зачастую отводы незаконны, поэтому их удается отменить в суде. Но в любом случае адвокат потратит на это время, которое требуется для защиты доверителя. Алисиевич напомнила, что после отмены незаконного постановления об отводе следователь должен повторно провести все следственные действия, которые прошли без присутствия адвоката по соглашению.
Юристам порекомендовали просчитывать риски и действия, которые в дальнейшем могут повлечь отвод по делу. Так, рекомендуется:
- не соглашаться на допрос без уведомления адвокатской палаты и до получения разъяснений о дальнейших действиях;
- не защищать нескольких лиц в рамках одного уголовного дела;
- согласовывать процессуальные документы по делу для исключения противоречий с позицией доверителя.
Говоря об отстранении адвокатов, Алисиевич заметила, что уже сформировалась устойчивая судебная практика. В основном она складывается по делам, в которых позиция адвоката и его подзащитного «не устраивает» суд, подчеркнула секретарь. Когда у суда нет оснований для применения ст. 72 УПК, устанавливающей порядок отвода, суды прибегают к ст. 258 УПК («Меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании»). По этой норме можно удалить адвоката из зала заседания, но нельзя отстранить от дальнейшего участия в деле. При этом практика складывается так, что подобное удаление — это уже некий аналог отвода, отмечает Алисиевич.
Она рассказала, что чаще всего поводами для удаления неугодного адвоката из судебного процесса становятся:
- критика председательствующего (в том числе, в заявлении об отводе судьи), пререкания с ним, возражения на его действия;
- сообщение присяжным заседателям информации, которая не входит в их компетенцию;
- постановка перед допрашиваемыми некорректных, по мнению судьи, вопросов.