19 июля Госдума приняла в третьем чтении закон о проведении двухлетнего эксперимента по внедрению исламского банкинга. В нем будут участвовать Дагестан, Чечня, Башкирия и Татарстан, но территорию проведения эксперимента могут расширить. Реестр участников экспериментального правового режима будет вести Центральный банк. Период проведения — с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года.
Приобрести статус участника эксперимента могут различные кредитные и некредитные финансовые организации, фонды, товарищества и автономные некоммерческие компании. Согласно документу, участники экспериментального режима вправе:
- привлекать деньги компаний и физлиц путем размещения облигаций, приема имущества в доверительное управление или приема вклада в уставный капитал участника эксперимента;
- предоставлять займы гражданам и юрлицам;
- финансировать компании и физлиц, заключая договоры купли-продажи (в том числе недвижимости) в рассрочку;
- предоставлять имущество в лизинг;
- вести совместную деятельность по договорам простого товарищества и инвестиционного товарищества;
- выдавать поручительства за третьих лиц.
Устанавливать вознаграждение в виде процентной ставки нельзя. Но закон допускает условие о вознаграждении в виде переменной величины, значение которой будет меняться в зависимости от результата сделки. Минимальный размер капитала участника эксперимента (если речь не идет о кредитных и некредитных организациях) с 1 сентября составит 10 млн руб., а с 1 января 2024 года — 15 млн руб. Ко второму чтению законопроекта внесли «антиотмывочные» требования к участникам на национальном и международном уровне.
По словам авторов инициативы, эксперимент может привлечь зарубежные инвестиции из стран — членов Организации исламского сотрудничества. Это особенно актуально в условиях усиливающегося санкционного давления.
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами ислама. Он содержит ряд запретов и ограничений. В банковских продуктах, разработанных с учетом мусульманских требований, запрещена выплата процентов и сделки с условиями неопределенности. Также не разрешается финансировать игорный бизнес, производство свинины и алкоголя. Запрещено отказывать гражданам и компаниям в предоставлении финансовых услуг по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.