В Госдуму внесли законопроект о расширении перечня статей Уголовно-процессуального кодекса, в качестве меры пресечения по которым не избирается заключение под стражу. Автор проекта, депутат Госдумы Анжелика Глазкова, объясняет: закон позволяет арестовать подозреваемого или обвиняемого в преступлении, за которое грозит лишение свободы на срок свыше трех лет. Максимальный срок содержания под стражей — 18 месяцев, но ст. 109 УПК позволяет бессрочно продлевать его.
«С точки зрения государства, такое положение закона лишает обвиняемого и его защиту возможности намеренно затягивать период ознакомления с материалами уголовного дела с тем, чтобы обвиняемый смог освободиться из-под стражи по окончании максимального срока», — указано в пояснительной записке. При этом многотомные уголовные дела — обычно «хозяйственные», то есть связанные с хищением денег и ценностей.
Обвиняемые в таких ненасильственных преступлениях не угрожают обществу, потому их необязательно изолировать. А возможность следователей практически бесконечно продлевать сроки ареста порождает у них чувство вседозволенности и отсутствие стремления к быстрому и качественному расследованию преступлений, убеждена депутат.
«Существующие сроки содержания под стражей уходят корнями в далекое прошлое, когда у следователя, кроме кодексов с многочисленными вклейками внесенных в них изменений и пишущей машинки, ничего не было. В XXI веке получение доказательств следователем по времени сократилось в разы».
В связи с этим парламентарий предложила не арестовывать подозреваемых и обвиняемых по некоторым составам, в том числе:
- о мошенничестве;
- растрате;
- нанесении ущерба;
- незаконном получении кредита, использовании товарного знака и предпринимательстве.
Тем более что некоторые из этих статей не предусматривают наличие преступного умысла, подчеркивает автор документа. Поправки конкретизируют и упорядочат сроки содержания фигурантов уголовных дел под стражей без необоснованного ущемления прав граждан на доступ к судопроизводству, заключила депутат.
Законопроект № 504664-8 «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса»