«Ведомости» обратили внимание, что инвесторы начали отказываться от исков к бельгийскому депозитарию Euroclear в российских судах после начала выплат по указу президента № 665. Соответствующие ходатайства заявили частные инвесторы Элида Хасанова (дело № А40-137855/2023), Аркадий Видов (дело № А40-218388/2023), Александр Калинин (дело № А40-200931/2023). Истцы указывают, что готовы отказаться от требований к европейскому депозитарию, если им возместят все расходы. АСГМ уже прекратил производству по иску Андрея Видова (дело № А40-180996/2023).
Президент подписал указ № 665 в сентябре 2023 года. Документ установил временный порядок исполнения перед резидентами и иностранными кредиторами российских долговых обязательств, выраженных в государственных ценных бумагах в иностранной валюте, а также иных обязательств по иностранным ценным бумагам. Указ ввел счета типа «И», которые используют для инвестиций и реинвестиций иностранцы, а еще для приобретения зарубежной валюты за рубли в связи с репатриацией доходов, полученных в РФ.
3 января в него внесли изменения (указы № 7, 8), запретив обращать взыскание по исполнительным документам и налагать иные обеспечительные меры по таким счетам. Кроме того, перечень лиц, кто имеет право получить компенсацию, дополнили управляющими компаниями.
Телеграм-канал The Sanctions Law так разъяснил последствия президентского указа: «Все те частные инвесторы, которые «побежали» за миллиардами Euroclear, заблокированными в Национальном расчетном депозитарии, имеют минус одну опцию для исполнения решений арбитражных судов. В январе как раз ожидались первые решения по искам и коллективным искам пострадавших физических лиц».
Мнение экспертов
Старший юрист коллегии адвокатов Евгений Коновалов считает, что указ № 665 немного улучшил ситуацию с заблокированными активами. Многие клиенты юрфирмы смогли получить компенсации по новым нормам, что сделало неактуальными споры против Euroclear в России. При этом пока трудно судить, насколько массовой станет практика с компенсациями, считает эксперт, но она должна покрыть существенную часть российских инвесторов с учетом постоянного пополнения счетов типа «И».
Коновалов указывает, что указ № 665 предусматривает определенную очередность в получении выплат, а значит, и временной лаг в их получении в зависимости от того, в какой очереди находится инвестор. В связи с включением управляющих компаний (указ № 7) в перечень лиц, имеющих право на получение выплат, сроки могут измениться. Также в январе президент запретил обращать взыскание по исполнительным документам на деньги и ценные бумаги на счетах типа «С» и «И» (указ № 8). Соответственно, это может помешать российским инвесторам взыскать убытки с европейских депозитариев, которые образовались в результате блокировки активов, полагает Коновалов.
По словам эксперта, при отказе от иска у инвесторов могут быть сложности с возвратом уплаченной госпошлины. Ведь это означает победу ответчика в споре, если процессуальный оппонент не удовлетворил требования истца добровольно. Есть определенная сложность с обоснованием этого исключения. Но одному из клиентов Delcredere все же удалось отказаться от иска и убедить суд вернуть госпошлину.
Юрист Никита Ершов считает, что практика отказов от иска не станет массовой среди клиентов, которых представляют профессиональные юристы. К ним относятся, как правило, квалифицированные инвесторы с крупным пакетом активов, которые желают получить не только купонный доход и дивиденды, но и стоимость «тела» самих активов. Учитывая, что Euroclear вовлечен в существенное количество споров с российскими инвесторами, эксперт ожидает много уточнений исковых требований для исключения исполненных за счет выплат по указу № 665 обязательств.
Ершов указывает, что средства по указу президента № 665 погашаются по принципу очередности, взятому из института несостоятельности. Многолетняя работа механизмов банкротства доказывает, что не все требования на практике будут удовлетворены. Источник финансирования (часть платежей по российским евробондам) не бесконечен, и его может не хватить. Такие риски присутствуют у держателей иностранных облигаций и российских евробондов и организаций — держателей ценных бумаг. Тем не менее инвесторы, которые по тем или иным причинам не могут обратиться за разблокировкой своих бумаг к европейскому регулятору (например, если они внесены в блокирующие списки), смогут рассчитывать на такой альтернативный путь. Эксперт отмечает, что выплаты точно не затронут обязательства, возникшие после 9 сентября 2023 года (дата вступления в силу указа № 665).
В BGP Litigation считают, что у практики удовлетворения требований к Euroclear может быть негативный внешний эффект. По словам Ершова, недружественные страны могут ввести идентичный российскому механизм в отношении неполученных иностранными инвесторами выплат со стороны государств. С другой стороны, такие действия могут вызвать ужесточение ограничительных мер в отношении российского финансового рынка, так как такой механизм позволяет ослабить тяжесть последствий заморозки активов.