27 февраля Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решения нижестоящих инстанций об истребовании в пользу государства более 284 млн обыкновенных акций «Метафракс Кемикалс» (дело № А50-18611/2023).
Ответчиками по иску Генпрокуратуры выступали «Тольяттихимбанк», «Метахолдинг» и «Метафракс трейдинг». Суды согласились с тем, что приватизация ГПО «Метанол» (сейчас — «Метафракс Кемикалс») в 1992–1993 годы прошла незаконно, а само предприятие имеет стратегическое значение для обороны страны. В итоге 94,2% акций предприятия перешли к РФ, а «Регистратор Интрако» обязали списать эти акции с лицевых счетов ответчиков и зачислить их на лицевой счет Росимущества.
Генпрокуратура объясняла требования существованием 30 лет назад прямого запрета на приватизацию подобных заводов. Предприятие производило метанол — ядовитое и опасное для людей вещество. А еще для приватизации ГПО «Метанол» нужно было согласование правительства или центрального аппарата комитета по управлению госимуществом. Решение в итоге принял областной комитет, у которого не было на то полномочий. Еще прокурор утверждал, что с 2007 года «Метафракс» контролирует «группа лиц с участием иностранных компаний». Речь идет о владельцах акций, которые находятся в иностранной юрисдикции. Уточнялось, что за последние три года более 6 млрд руб. дивидендов поступили на счета в США.
Ответчики настаивали, что метанол — это не яд по «общей норме», так как ядовитость учитывают лишь в правилах транспортировки и хранения. В спорный период приватизировались все производители метанола и никаких ограничений на процедуру со стороны властей не было. В 1993 году завод сменил форму собственности согласно закону, а сама процедура была открытой — вся необходимая информация публиковалась в журналах и газетах. Но суды эти доводы не убедили.
Постановление суда округа в полном объеме еще не опубликовано.
В последние годы власти активно забирают крупные предприятия у частных собственников, объясняя это ошибками приватизации 1990-х годов. Подробнее об этом Право.ru рассказывало в статьях «Как устроена деприватизация и кому она угрожает» и «Кассация согласилась забрать бизнес в пользу властей без компенсации»).