ПРАВО.ru
Практика
21 марта 2024, 13:56

Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры к «крабовым королям» на 358,7 млрд руб.

Ведомство посчитало, что законодательство запрещает иностранцам добывать квотируемые водные биоресурсы, а значит, все сделки ответчиков ничтожны.

Арбитражный суд Приморского края 21 марта удовлетворил иск Генеральной прокуратуры к добытчикам краба на Дальнем Востоке (дело № А51-1301/2024). Это указано в карточке дела на сайте суда. В числе ответчиков — рыбопромышленник Олег Кан, которого называют «крабовый король», еще 20 человек и десять компаний. Речь идет, в частности, о Родионе Киме, Евгении Бровченко, Марине Метенчук, Марине Тен и Сергее Довидовиче, которые управляли активами Кана. Из юрлиц Генпрокуратура выдвинула требования к рыболовным компаниям «Прибой-Т», «Курильский универсальный комплекс», «Аквамарин» и «Севрыбфлот». 

Корреспондент «Интерфакса», присутствовавший на судебном заседании, рассказал: основная претензия Генпрокуратуры в том, что законодательство запрещает иностранцам добывать квотируемые водные биоресурсы. По версии истца, в 2018 году ответчики объединились в группу, подконтрольную Кану, чтобы добывать краба. При этом они ввели в заблуждение Росрыболовство, когда утверждали, что она не подконтрольна иностранному резиденту. С 2019 по 2024 год ответчики вылавливали крабов и иные морепродукты, полностью экспортируя товар в обход внутреннего рынка. Генпрокуратура сослалась на то, что такие договоры в силу ст. 169 ГК ничтожны, и потребовала возместить вред, причиненный незаконной добычей биоресурсов. 

Кроме того, ведомство просило взыскать имущество ответчиков в виде долей в юрлицах, а у регионального фонда «Родные острова» — земельный участок и здание в Невельске Сахалинской области. По мнению Генпрокуратуры, благотворительная организация «Родные острова» выступала в качестве «кошелька» ответчиков. Якобы фонд получал деньги от учредителей и перенаправлял их другим компаниям в схеме по добыче краба.

Ответчики считают, что истец заявил требования, нарушив процедуры. Их адвокаты указали, что основной ответчик Кан умер еще в феврале 2023 года, хотя Генпрокуратура с этим несогласна (подробнее —«Прокуратура считает смерть дальневосточного миллиардера инсценировкой»). Руководительница фонда «Родные острова» пояснила суду, что организация никак не связана с Каном, занимается только благотворительностью и не осуществляла никакие переводы третьим лицам.

Решение суда АС Приморского края пока не опубликовано.