ПРАВО.ru
Процесс
21 марта 2024, 12:44

Прокуратура считает смерть дальневосточного миллиардера инсценировкой

Ранее Олегу Кану предъявили обвинения в организации убийства по найму, организации преступного сообщества, контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов. Еще бизнесмен выступает ответчиком Генпрокуратуры по иску на 358 млрд руб. Защита утверждает, что Кан умер больше года назад, но ведомство сомневается в этом.

Смерть сахалинского рыбопромышленника Олега Кана, о которой сообщила сторона защиты при рассмотрении иска к нескольким бизнесменам, в том числе и к Кану, была инсценировкой. Об этом заявил представитель Генпрокуратуры во время заседания в АС Приморского края (дело № А51-1301/2024).

Надзорное ведомство утверждает: в органах ЗАГС Сахалинской области и Санкт-Петербурга нет актов о регистрации смерти Кана. Значит, он жив. «Единственное юридическое подтверждение смерти — запись в актах гражданского состояния. Без соответствующих записей тезис о том, что Кан умер, мы расцениваем как инсценировку», — цитирует ТАСС представителя ведомства. Еще он обратил внимание, что родственники бизнесмена не обращались в ЗАГС.

Гособвинитель напомнил, что сейчас правоохранители предпринимают в отношении Кана активные действия, чтобы привлечь его к уголовной и гражданско-правовой ответственности: «В материалы дела представлены документы, доказывающие, что идет уголовное преследование Кана за организацию убийства и контрабанду краба». Поэтому действия «для создания ложного представления о том, что Кан якобы мертв» ведомство не может расценить иначе, как инсценировку.

О смерти Кана, якобы произошедшей в феврале 2023 года, сообщил его адвокат на заседании по делу дальневосточных рыбопромышленников. «Обнаружили информацию, что ответчик Олег Кымхакович Кан 16 апреля 1967 года рождения скончался 14 февраля 2023 года. В отношении него открыто наследственное дело», — сообщил представитель ответчиков 19 марта со ссылкой на данные сайта Федеральной нотариальной палаты (цитата по «РИА Новости»). Представитель Генпрокуратуры скептически отнесся к этой информации и отметил, что ведомство сомневается в ее достоверности, поскольку «в ЗАГСе России информации о том, что этот человек умер, по нашим данным, нет».

Подводные камни: какие проблемы оголил закон о крабовых аукционах

Адвокат по делу Константин Трапаидзе подтвердил «Ведомостям», что бизнесмен умер, и добавил, что защита не будет просить суд прекратить уголовное дело бизнесмена. «Мы настаиваем, что наш подзащитный должен быть оправдан в суде. У нас есть все основания ждать оправдательный приговор, мы с коллегами провели большую работу», — отметил юрист. Других подробностей адвокат не привел. 

Первые сообщения о смерти Кана появились в местных телеграм-каналах еще в конце февраля 2023-го. В них утверждалось, что предприниматель умер в Лондоне от рака и похоронен в Южной Корее. Информацию о смерти бизнесмена тогда не подтвердили ни Приморский краевой суд, ни адвокат Кана. «Это чей-то преднамеренный вброс, у нас нет такой информации, работаем в штатном режиме», — комментировал сообщения Трапаидзе.

Преследование бизнесмена

Сейчас против Кана рассматривается несколько дел. В рамках первого в АС Приморского края Генпрокуратура требует 358,7 млрд руб. с 20 человек и десяти компаний. Помимо Кана, требования предъявили к Родиону Киму, Евгении Бровченко, Марине Метенчук, Марине Тен и Сергею Довидовичу, которые управляли активами бизнесмена. Из юрлиц у ведомства претензии к рыболовным компаниям «Прибой-Т», «Курильский универсальный комплекс», «Аквамарин» и «Севрыбфлот». Генпрокуратура требует признать несколько сделок недействительными и взыскать ущерб. 21 марта суд удовлетворил иск, информация об этом появилась в карточке дела № А51-1301/2024, но само решение еще не опубликовано.

Еще в январе Генпрокуратура запросила для Кана 19 лет колонии строгого режима по обвинению в организации убийства по найму из корыстных побуждений (ч. 3 ст. 33, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК). Следствие полагает, что в 2010 году Кан нанял киллера для убийства бизнесмена Валерия Пхиденко. А в августе 2023-го рыбопромышленнику предъявили обвинение в организации преступной группировки (ч. 1 ст. 210 УК), контрабанде (ч. 3 ст. 226.1 УК) и уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов (ч. 4 ст. 194 УК и п. «б» ч. 2 ст. 199 УК). Следователи считают, что преступления совершались в 2014–2019 годах: тогда подконтрольные Кану компании декларировали краба, которого вывозили в страны Азии, по заниженной цене.