Как рассказала уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, в целом ситуация в уголовно-исполнительной системе (УИС) улучшилась. По ее словам закон об усилении ответственности за пытки работает. «Мы получаем эти обращения, но видим реакцию и прокуратуры, и Минюста, и ФСИН», — сообщила омбудсмен главе государства.
Больше всего жалоб связано с условиями содержания. Ремонты делают, в некоторых колониях стало лучше. Но есть и те, что требуют вложений, может быть «не материальных, а вложений души и творческого подхода».
«О материальных тоже не надо забывать. Там много нужно сделать еще. Люди должны содержаться в нормальных, человеческих условиях», — отреагировал Путин (эта и другие цитаты — с сайта Кремля).
Москалькова согласилась с этим, но отметила, что УИС развивается быстрее, чем, например, центры временного содержания иностранных граждан. Условия там «более чем скромные».
Еще омбудсмен признала: многие изоляторы временного содержания требуют капитальных вложений. В некоторых из них нет прогулочного дворика. Уполномоченный по правам человека в своем докладе рекомендует обратить внимание на это.
Проблемы уголовного процесса
Москалькова рассказала президенту: большое количество жалоб связаны с отказами в возбуждении уголовного дела. Доследственные проверки «порой формальны».
«Я буду обращаться к Государственной думе с просьбой создать специальную рабочую группу и рассмотреть возможность с момента регистрации преступления приступать к расследованию, хотя бы по очевидным преступлениям», — пообещала омбудсмен.
Другой вопрос, требующий внимания, — это аресты. Мера пресечения до сих пор остается «очень актуальной». «Есть случаи, когда следствие просит домашний арест, а суд дает меру пресечения в виде заключения под стражу. Особенно меня волнует, когда это связано с ненасильственными преступлениями, в отношении женщин, в отношении женщин, имеющих детей. Суд скажет свое слово, но до суда есть целая шкала других мер принуждения», — заметила Москалькова.