Важное направление работы Федеральной налоговой службы — дальнейшая цифровизация налогового администрирования. Об этой и других ключевых задачах и целях, которые стоят перед ведомством, шла речь на совещании заместителя председателя правительства — руководителя аппарата кабмина Дмитрия Григоренко с руководством ФНС. Его итоги опубликованы на сайте правительства.
ФНС — лидер по внедрению инноваций и цифровых технологий среди государственных ведомств, отметил Григоренко. По его словам, такой прогрессивный подход позволил сформировать новый уровень комфорта для людей и бизнеса, взаимодействующих с налоговиками. Например, в этом году заработал сервис «Старт бизнеса онлайн». Благодаря ему предприниматели могут зарегистрировать бизнес, открыть счет в банке и получить электронную подпись в рамках одной услуги в дистанционном формате. Но этот сервис нужно развивать и дальше, например добавить новые опции для успешного запуска бизнеса, отметил Григоренко.
На данный момент ФНС реализовала более 70 интерактивных сервисов, охватывающих все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Самый масштабный из этих сервисов — линейка личных кабинетов. В прошлом году число активных пользователей достигло почти 55 млн человек. Через личные кабинеты можно, например, отправлять электронные декларации для получения вычетов. После оптимизации процедур время получения вычетов уменьшилось: если раньше вычеты предоставлялись в течение четырех месяцев, то сейчас — в среднем в течение шести-семи дней. А бизнес может через личный кабинет подавать документы на регистрацию, получать справки об отсутствии долгов и отслеживать объем НДС, заявленный к возмещению.
«Налоговая служба — это сервисное ведомство, которое круглосуточно помогает гражданам и бизнесу в решении их жизненных ситуаций. Причем делает это наиболее комфортным для человека способом: с минимальным количеством документов, все чаще — в несколько кликов», — добавил Григоренко.
Еще он отметил вклад ФНС в создание комфортной деловой среды. «Сегодня снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков стало тенденцией в работе налоговых органов», — говорит Григоренко. Так, в 2023 году число выездных налоговых проверок сократилось почти в два раза — с 10 200 до 5400 по сравнению с годом ранее. В этом году снижение продолжается. Сейчас оно составляет 28%. Предполагается, что с расширением перечня цифровых инструментов дистанционного контроля проверок станет еще меньше.