В четверг Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете рекламы в заблокированных соцсетях. «У Facebook* и Instagram* и сейчас большая аудитория в России. Многие продолжают пользоваться этими ресурсами, обходя блокировки через VPN. И это позволяет той же компании Meta** зарабатывать на рекламном российском рынке. Немалый доход пускается на создание и распространение экстремистского контента, а также поддержание интереса к этим площадкам», — заявил один из авторов инициативы, глава думского комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Александр Хинштейн (эта и другие цитаты — с сайта нижней палаты парламента).
По словам депутата, законопроект — «последовательный шаг в области защиты информационной безопасности страны». «Эту лазейку для недоброжелателей Россия окончательно закроет: ресурсы и платформы, которые встали на путь антироссийской борьбы, не должны и не будут зарабатывать на нашем рынке», — сказал парламентарий.
Документ подготовила группа депутатов и сенаторов. Его внесли в Госдуму 21 июня. Участники рынка раскритиковали законопроект, сообщали «Известия». Отрасль обращала внимание: запрет на рекламу в Instagram* и Facebook* нанесет удар по российскому бизнесу, а вот соцсетям от этого плохо не будет. «В индустрии хорошо понимают желание депутатов ограничить по политическим причинам возможность использования упомянутых социальных сетей. Но размещают рекламу в Instagram* преимущественно добропорядочные малые и средние предприятия, которые не нарушают законодательства», — говорилось в письме Ассоциации экспертов в области обучения, предоставляемого посредством интернет-ресурсов. Отрасль предлагала решение: отсрочить введение запрета на три — пять лет, до момента снижения доли заблокированных соцсетей на рынке рекламных услуг российского малого и среднего бизнеса до 0,5–1%.
* Принадлежат корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.
** Деятельность корпорации признана экстремистской и запрещена в РФ.