7 октября 2022 года Александра Денишенко обратилась в «Газпромбанк» с заявлением о принудительной конвертации иностранных депозитарных расписок. Их обслуживал швейцарский банк СА Indosuez (Switzerland) SA. Через месяц, владелица ценных бумаг получила отказ из-за отсутствия оригинала выписки о владении ценными бумагами до введения санкций. За 5 дней до этого банк разместил список необходимых документов для принудительной конвертации. При повторном обращении предложил решать вопрос в общем порядке с иностранным депозитарием.
17 мая 2023 года предприниматель подала иск, чтобы принудить банк к конвертации (дело № А40-110422/2023). Три инстанции отказали, так как порядок действий и перечень документов были опубликованы на сайте «Газпромбанка» заранее. Документы Денишенко не содержали ни апостиля, ни реквизитов для проверки подлинности. Суды отметили, что срок для принудительной конвертации истек 24 ноября 2022 года согласно закону № 114-ФЗ, поэтому иск невозможно исполнить.
Владелица ценных бумаг обратилась в Верховный суд с жалобой. Денишенко указывает, что «Газпромбанк» не имеет претензий к полноте представленных сведений. Она вовремя представила документы в обоснование прав на депозитарные расписки, которые ей удалось получить от швейцарского банка. Суды не учли, что требования кредитной организации размещались на сайте уже после подачи заявления истцом и за 8 дней до истечения срока. Банк не имеет права предъявлять дополнительные требования, которых нет в ст. 6 закона № 114-ФЗ. «Цель принудительной конвертации ценных бумаг — защита прав и интересов от действия ограничительных мер иностранных государств», — подытожила предприниматель.
Заседание в ВС состоится 3 сентября, спор на рассмотрение экономколлегии передала судья Наталья Чучунова.