11 сентября Суд ЕС снял санкции с российского предпринимателя Павла Езубова — двоюродного брата бизнесмена Олега Дерипаски.
В санкционный список Езубов попал в июле 2022 года по причине этих родственных связей и из-за того, что, как указал Совет ЕС, Дерипаска владеет холдингом «Русские машины», который входит в Военно-промышленную компанию — поставщика военной техники. В сентябре 2023-го основание включения Езубова в санкционный список дополнили обновленным критерием g ст. 3 блокирующего Регламента № 269/2014 о «ведущих российских бизнесменах», вовлеченных в сектор экономики, которые обеспечивают существенный источник дохода для российского правительства.
В ноябре 2022 года Езубов оспорил включение в санкционный список в Суд ЕС. В иске он заявил доводы об отсутствии надлежащего обоснования Советом ЕС причин введения санкций, ошибке ответчика в оценке фактических обстоятельств при вынесении решения о введении ограничений и нарушении им принципа пропорциональности.
В частности, заявитель настаивал, что обоснование его включения в список не содержит никакой критики его поведения в отношении ситуации на Украине. Еще бизнесмен отметил, что доводы Совета ЕС о его связи с Дерипаской представляют собой просто «набор утверждений, не имеющих никакой связи между собой», в том числе заявления об их родстве и данные о списке компаний, которыми владеет последний. Езубов добавил, что «его семейные отношения с господином Дерипаской сами по себе не позволяют сделать вывод о том, что он был его „партнером”», а перечисленные Советом ЕС активы никак «не связаны с военным сектором, в котором работает господин Дерипаска».
Суд ЕС отметил: сохраняя имя Езубова в санкционном списке с учетом обновленного критерия g, Совет основывался на фактах, которые не доказывали, что Езубов — близкий член семьи «ведущего бизнесмена» Дерипаски, получающий от него материальную выгоду, сообщает телеграм-канал The Sanctions Law. Как выяснил суд, Езубов получил часть активов от двоюродного брата еще задолго до 2014 года, при этом у него нет в них контролирующей доли владения. Кроме того, некоторые активы были проданы еще до 2023 года. Чтобы можно было применить обновленный критерий, последствия получения членом семьи ведущего бизнесмена материальной выгоды от него должны присутствовать в момент принятия решения о применении такого критерия. Более того, материалы дела подтверждали, что Езубова и Дерипаску по состоянию на сентябрь 2023 года связывали уже давние деловые отношения.
Поэтому Суд ЕС отменил нормативные правовые акты Совета ЕС от 13 сентября 2023 года о применении к Езубову обновленного критерия g и предписал сторонам нести самостоятельно собственные процессуальные расходы (дело № T‑741/22).
Днем ранее Суд ЕС отклонил несколько исков от российских заявителей, в частности предпринимателей Михаила Фридмана, Петра Авена, Германа Хана, Геннадия и Елены Тимченко против решений Совета ЕС, обязывающих бизнесменов декларировать свои экономические ресурсы в странах ЕС в рамках введенных ограничительных мер из-за специальной военной операции России на Украине. С отказом в суде столкнулся и Национальный расчетный депозитарий.