В 2018 году российская железнодорожная компания «Гранд Экспресс» инициировала разбирательство в соответствии с арбитражными правилами дополнительной процедуры Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) 2006 года. Ответчиком по иску выступила Республика Беларусь, с которой истец требовал взыскать $234,1 млн или альтернативно $146,3 млн в качестве убытков в связи с предполагаемыми нарушениями страной международно-правовых обязательств о защите иностранных инвестиций. Эти требования касались реализации в Белоруссии инвестиционного проекта по созданию и деятельности совместного предприятия — «Осиповичский вагоностроительный завод».
Разбирательство между сторонами шло шесть лет, дело рассматривали арбитры из Болгарии, Канады, Бразилии и Швейцарии. В итоге трибунал пришел к выводу, что у «Гранд Экспресс» не было компетенции в части требований к Белоруссии, а остальные требования отказались рассматривать из-за мошеннической схемы истца по выводу активов из совместного предприятия. Арбитры постановили взыскать с «Гранд Экспресс» судебные расходы, которые понесла республика, в размере более $10 млн.
Белоруссия сначала направила предложение добровольно исполнить решение, но компания, которая уже была в процедуре банкротства, не ответила. После этого Минюст страны подал заявление о включении $10 млн в реестр требований кредиторов должника. Так как ранее в пользу Министерства спорта и туризма Белоруссии уже передали имущество компании на сумму 38,5 млн руб., то остаток задолженности составил 877,7 млн руб.
«Гранд Экспресс» возражал против исполнения решения иностранного арбитража и утверждал, что арбитры были из недружественных стран, а потому предвзяты по отношению к нему (дело № А40-46865/24-109-128). Более того, судебные расходы распределили неправильно, а решение выходит за рамки арбитражного соглашения.
АСГМ не согласился с должником и указал, что в этом случае нельзя говорить об отсутствии беспристрастности со стороны арбитров из недружественных стран, потому что эти же страны так же относятся и к Белоруссии. Распределение расходов соответствует правилам дополнительной процедуры МЦУИС 2006 года, на основании которых «Гранд Экспресс» инициировал процесс. Более того, суд указал, что, возражая против компетенции состава арбитража и объема арбитражного соглашения, должник злоупотребляет правом.
На этом основании судья Дарья Сулиева признала обоснованными требования Белоруссии и включила их в третью очередь реестра требований кредиторов должника.