Министры разработали изменения законодательства, которые запретят бизнесу навязывать товары и услуги, в том числе страховые программы. Согласно предлагаемым поправкам, покупатель должен дать согласие в письменной форме, а автоматические отметки не будут считать принятием условий о покупке вспомогательных товаров или услуг. При этом у потребителя сохраняется возможность отказаться от оплаты дополнительных покупок. Если человека все же вынудили перечислить средства, то он сможет потребовать от продавца вернуть потраченную сумму.
Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что люди продолжают обращаться в Роспотребнадзор с жалобами на нарушения прав. Например, при продаже билетов на самолет или поезд продавец добавляет автоматическое согласие на заключение договора добровольного страхования. С подобной практикой сталкиваются жильцы многоквартирных домов при оплате коммунальных услуг и покупатели машин. Расходы людей увеличиваются, при этом покупатель не всегда понимает, что он переплачивает. Если же потребитель пытается отменить покупку допуслуг, то продавцы грозят ему отказом в заключении договора, не дают обещанную скидку и даже готовы взыскать с него убытки, неустойки, штрафы.
По этой причине правительство и разработало поправки. Мишустин надеется, что изменения усилят защиту прав потребителей и добросовестных предпринимателей, которые избегают подобных уловок.
В 2023 году в КоАП ввели штрафы за навязывание дополнительных товаров и услуг покупателям (ст. 14.8 КоАП). В случае нарушения должностные лица будут платить от 2000 до 4000 руб., а компании — от 20 000 до 40 000 руб.
Кроме этого, правительство ввело запрет для кредитных организаций заставлять получать услуги страховщиков в приоритетном порядке.