ПРАВО.ru
Потребители
4 декабря 2024, 15:55

Кабмин предложил запретить навязывать услуги и страховку

Правительство подготовило поправки к законодательству, чтобы защитить потребителей.

Министры разработали изменения законодательства, которые запретят бизнесу навязывать товары и услуги, в том числе страховые программы. Согласно предлагаемым поправкам, покупатель должен дать согласие в письменной форме, а автоматические отметки не будут считать принятием условий о покупке вспомогательных товаров или услуг. При этом у потребителя сохраняется возможность отказаться от оплаты дополнительных покупок. Если человека все же вынудили перечислить средства, то он сможет потребовать от продавца вернуть потраченную сумму.

ВС выпустил обзор судебной практики по защите прав потребителей

Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что люди продолжают обращаться в Роспотребнадзор с жалобами на нарушения прав. Например, при продаже билетов на самолет или поезд продавец добавляет автоматическое согласие на заключение договора добровольного страхования. С подобной практикой сталкиваются жильцы многоквартирных домов при оплате коммунальных услуг и покупатели машин. Расходы людей увеличиваются, при этом покупатель не всегда понимает, что он переплачивает. Если же потребитель пытается отменить покупку допуслуг, то продавцы грозят ему отказом в заключении договора, не дают обещанную скидку и даже готовы взыскать с него убытки, неустойки, штрафы.

По этой причине правительство и разработало поправки. Мишустин надеется, что изменения усилят защиту прав потребителей и добросовестных предпринимателей, которые избегают подобных уловок.


Какие меры уже приняли в этой сфере?

В 2023 году в КоАП ввели штрафы за навязывание дополнительных товаров и услуг покупателям (ст. 14.8 КоАП). В случае нарушения должностные лица будут платить от 2000 до 4000 руб., а компании — от 20 000 до 40 000 руб.

Кроме этого, правительство ввело запрет для кредитных организаций заставлять получать услуги страховщиков в приоритетном порядке.