Правительство внесло в Госдуму законопроект, который вносит изменения в ст. 16 закона «О защите прав потребителей» и запрещает продавцам навязывать дополнительные товары или услуги покупателям. Их продажа будет возможна только с согласия потребителя.
Кроме этого, проект запрещает предлагать покупателю доптовары, если договор на покупку основных вещей еще не заключили. Вместе с этим хотят ограничить возможность продавца ставить автоматические отметки о согласии на покупку доптоваров или услуг. И еще предприниматели не смогут в договорах прописывать такие условия, которые предполагают изначальное согласие покупателя.
Если потребитель все же соглашается купить что-то дополнительно, то продавец должен оформить это в письменной форме. И в дальнейшем продавцу придется доказывать, что такое согласие было. Если же покупатель не соглашался, а товары или услуги ему навязали, то он сможет отказаться от оплаты дополнительных покупок или потребовать возврата уже внесенных сумм.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что продавцы манипулируют, угрожают отказом в заключении договора, отменой скидки на товар или услугу, взысканием с потребителя убытков или неустойки. Роспотребнадзор отмечает, что есть самые разные варианты того, как склонить покупателя к дополнительной покупке. Один из самых распространенных способов — автоматическое проставление галочек в основном договоре. Это типичная ситуация для покупки билетов, когда сразу стоит согласие на покупку страховки.
В некоторых отраслях госорганы урегулировали эту проблему. Например, Роспотребнадзор и Центробанк направили всем страховым организациям информационное письмо, в котором указали, что недопустимо навязывать дополнительные услуги при покупке билетов без предоставления потребителям возможности осознанно их выбрать.
Кроме этого, внесли изменения в закон «О потребительском кредитовании», которые требуют от банков прописывать все условия кредита одинаковым шрифтом и сразу раскрывать всю стоимость займа.
В прошлом году правительство запретило кредитным организациям заставлять человека получать услуги страховщиков в приоритетном порядке. Банк должен информировать заемщиков об их праве выбора любой страховой компании, которая отвечает требованиям кредитной организации.
Дополнительно в КоАП ввели штрафы за навязывание дополнительных товаров и услуг покупателям (ст. 14.8 КоАП). В случае нарушения должностные лица будут платить от 2000 до 4000 руб., а компании — от 20 000 до 40 000 руб.
При этом навязывание дополнительных товаров или услуг сейчас появляется и в других сферах. Например, потребители стали сталкиваться с этим при покупке машин или оплате ЖКХ. А некоторые медицинские услуги, которые входят в ОМС, клиники пытаются оказать платно. По этим причинам правительство считает, что нужно ввести общую норму, которая будет защищать всех потребителей.