Верховный суд отклонил апелляционную жалобу Федеральной нотариальной палаты на решение по иску Ильсии Гавриловой к Министерству юстиции об оспаривании отдельных положений «Порядка проведения конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов» (дело № АКПИ24-266). Решение первой инстанции оставлено без изменений.
Конкурсы сейчас приостановлены, передает телеграм-канал «Говорит Нотариат» со ссылкой на письмо по теме спора. «С момента вступления решения в законную силу проведение конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов будет невозможно до внесения соответствующих изменений в порядок проведения конкурса», — говорится в сообщении.
История разбирательства
Проведение конкурса регламентирует приказ Минюста от 30.03.2018 № 63. Комиссию, которая выбирает будущих нотариусов, формируют исключительно из представителей нотариальной палаты, а сотрудники Министерства юстиции выполняют там функции секретарей.
Конкурс состоит из трех этапов: письменная часть (тест и составление проекта нотариального документа), оценка портфолио (сведения о стаже, ученых степенях и подобном), индивидуальное собеседование каждого претендента с членами комиссии. На практике оспорить результаты оценок конкурса проблематично: суд не вправе подменять полномочия конкурсной комиссии.
С этой проблемой и столкнулась Гаврилова, которая два года назад участвовала в конкурсе на должность нотариуса Альметьевского нотариального округа Республики Татарстан. После безуспешной попытки обжаловать результаты экзамена в райсуде она обратилась в Верховный суд с требованием признать недействующими сразу несколько положений процедуры проведения конкурса: п. 2, абз. 5 п. 47, подп. 10 п. 52, абз. 3, 5, 7 п. 54, абз. 3 п. 8 и абз. 2 п. 60 приказа Минюста № 63.
«Понимая, что оспорить результаты конкретного конкурса невозможно, я решила оспаривать порядок его проведения. Если честно, сам факт принятия иска Верховным судом мы с коллегами воспринимали как победу», — поделилась тогда мнением Гаврилова.
Судья Вячеслав Кириллов удовлетворил лишь часть заявленных требований, признав недействующими абз. 3, 5, 7 п. 54 министерского приказа. Эти пункты регулируют процедуру индивидуального собеседования. На третьем этапе экзамена фактически нет конкретных критериев, по которым комиссия оценивает претендентов, обратил внимание ВС. Это создает неопределенность содержания правовой нормы, не обеспечивает ее единообразное понимание и устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключения из общих правил, указано в мотивировочной части акта админколлегии ВС.