Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) вынес решение по многолетнему спору между Зауром Лешкашели и Азербайджаном. Арбитраж отказал в удовлетворении требований бизнесмена, связанных с инвестициями в модернизацию нефтяного месторождения Кюровдаг рядом с Баку (дело № ARB/20/20).
В 1995 году Лешкашели через якобы принадлежащую ему Whitehall International Traders заключил соглашение с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) о создании совместного предприятия Shirvan Oil для разведки, разработки и добычи на месторождении Кюровдаг, следует из карточки дела. В 2002 году Whitehall переименовали в Caspian Energy Group, сообщили «Ведомости».
В 2005 году между Лешкашели и руководством SOCAR возник внутренний корпоративный конфликт. Следующие два года бизнесмен искал возможных покупателей, но по итогу от продажи своей доли в виде компании Caspian отказался. Тогда этот вопрос решил ее кредитор Credit Suisse. Как утверждал заявитель, в 2007–2008 годах швейцарский банк получил предложения от Vitol, Perenco и других компаний в диапазоне от $50 до 500 млн, но принял невыгодное. Компанию отдали за $245 млн структурам Михаила Гуцериева Berghoff Trading и GEA Holdings. Впоследствии покупатели перепродали нефтяную фирму Global Energy Azerbaijan. Последняя, по словам Лешкашели, принадлежала Анару Алиеву, якобы приближенному к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву.
Заявитель не согласился с цепочкой сделок и попросил Высокий суд Англии и Уэльса аннулировать ее. Но итоговое решение приняли не в его пользу. Тот же исход ожидал иск против швейцарского кредитора Credit Suisse.
В 2020 году Лешкашели обратился в ICSID. Лешкашели утверждал, что через свои структуры он владел долей в Caspian. Власти Азербайджана, по его мнению, специально противодействовали разработке Кюровдага через коррупцию и принуждали к продаже Caspian по заниженной цене. За это истец требовал $718 млн компенсации. Азербайджан отрицал обвинения: Лешкашели никогда не был ни прямым, ни косвенным владельцем доли в совместном с SOCAR предприятии.
В решении арбитры отметили, что позиция Лешкашели в споре постоянно менялась: он то был прям владельцем, то косвенным, то просто бенефициаром. Лишь незадолго до слушания он представил в материалы дела договор об учреждении Alamar Trust, которому принадлежала доля. В свою очередь, бенефициар этого холдинга — жена Лешкашели Татьяна Киселева. На это арбитраж ответил: право собственности на трастовое имущество имеет доверительный управляющий — панамская FTS Worldwide Corporation, а не учредитель или бенефициар. ICSID отклонил требование Лешкашели выплатить ему $718 млн и вместо этого обязал его оплатить $10,5 млн издержек Азербайджана на процесс.