Требования ФНС в деле о банкротстве устанавливаются как обеспеченные залогом, указал суд.
Арест, наложенный налоговым органом в рамках дела о банкротстве, порождает на основании п. 2.1 ст. 73 НК залог в силу закона, указал Верховный суд, отвечая на вопрос о применении налогового ареста. В связи с этим требования налоговой в деле о банкротстве устанавливаются как обеспеченные залогом, и инспекция как кредитор имеет права залогодержателя в отношении имущества, на которое ранее был наложен арест.
Кроме того, Верховный суд указал, что применение ФНС обеспечительных мер и последующее возникновение залоговых прав обусловлены публичными обязательствами и по смыслу п. 4 ст. 61.4 закона «О банкротстве» такие сделки не могут быть оспорены.
В июле экономколлегия Верховного суда в рамках дела о банкротстве Инзенского деревообрабатывающего завода решила, что арест имущества должника не дает налоговой приоритета и не превращает ее требования в обеспеченные залогом (дело № А72-19547/2022). ВС указал, что залоговый эффект такого ареста не сохраняется, поскольку это не соответствует целям и принципам закона «О банкротстве», ставит ФНС в более выгодное положение и лишает других кредиторов законных прав на часть конкурсной массы.
В сентябре Генпрокуратура и налоговая подали надзорные жалобы, 7 ноября дело истребовали в Президиум ВС. 19 ноября жалобы вернули без рассмотрения, следует из карточки дела.
