«Русгидро Снабжение» и «УК ГидроОГК» обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС, которая посчитала, что заказчики установили в проекте договора избыточные требования к поставщику. Служба решила, что положения о проверке поставщиком привлекаемых контрагентов необоснованно возлагают на него ответственность за соответствие последних критериям добросовестности.
Первая инстанция поддержала истцов, указав, что заказчик вправе установить в закупочной документации условия, которые в наибольшей степени будут способствовать эффективному удовлетворению его потребности. Апелляция с этим согласилась, но кассация отменила принятые по делу судебные акты (дело № А40-212452/2024).
Кассация решила, что такое требование заказчика избыточно и может ограничивать свободу договора не только победителя закупки, но и всех привлеченных контрагентов. Кроме того, участник и победитель закупки не могут полноценно проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагента, риск неисполнения им обязательств или наличие у него необходимых ресурсов.
Верховный суд, изучив жалобы истцов, подтвердил право заказчиков устанавливать дополнительные требования к участникам закупки. Экономколлегия указала, что такие требования соответствуют закону. Они направлены на выбор проверенного контрагента и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.
ВС также напомнил, что должная осмотрительность при выборе контрагента подразумевает использование всех возможностей для проверки его благонадежности. При этом поставщику не нужно собирать какие-либо документы, а достаточно продемонстрировать обобщенную информацию по конкретному исполнителю, в частности полученную из открытых источников.
