В рамках дела о банкротстве «Донхлеббанка» (№ А53-1961/2019) конкурсный управляющий потребовал солидарно взыскать более 800 000 руб. судебных расходов по обособленному спору с председателя комитета кредиторов и одной из компаний-заявителей.
Суды трех инстанций отказали управляющему. Решение обосновали тем, что председатель не инициировал обособленный спор и действовал не лично, а от имени комитета кредиторов. Следовательно, председателя нельзя считать стороной, которая несет бремя судебных расходов.
Управляющий не согласился с позицией нижестоящих инстанций и подал жалобу в Верховный суд. Свою позицию он обосновал тем, что по смыслу п. 14 и 15 постановления Пленума ВАС № 35 представитель комитета кредиторов — это лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Из этого следует, что на него можно возложить расходы по обособленному спору.
ВС указал, что нижестоящие инстанции не изучили представленные протоколы комитета кредиторов, чтобы установить соответствие между действиями председателя и волей самого комитета. В таком случае суды не имели права делать вывод, что лицо действовало в интересах всех кредиторов.
Экономколлегия отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение. В определении она подчеркнула: если комитет не наделял председателя полномочиями на подачу заявления, то расходы следует взыскать с общества как с обратившегося в суд кредитора.
