ПРАВО.ru
Новости
15 сентября 2014, 16:50

Спецслужба РСФСР, формировавшаяся из "преступников, садистов и разложившихся элементов люмпен-пролетариата"

Спецслужба РСФСР, формировавшаяся из "преступников, садистов и разложившихся элементов люмпен-пролетариата"
Фото с сайта ru.wikipedia.org

14 сентября 1918 года Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности приняла положение о губернских и уездных чрезвычайных комиссиях.

Из преамбулы документа, подписанного председателем ВЧК Феликсом Дзержинским, следует, что, несмотря на решения Всероссийской Конференции Чрезвычайных Комиссий об однородности ЧК, "провинциальные органы отличаются произвольными формами организации". Центр решил указать коллегам на местах "о недопустимости такой дезорганизации" и предложил немедленно приступить к созданию единой штатной структуры, которая, по мнению Дзержинского и его соратников, должна состоять из четырех основных отделов.

Центральное место отводилось Отделу по борьбе с контрреволюцией, "в какой бы форме она ни выразилась, как, например: борьба с контр-революционной печатью, устной агитацией, заговорами и проч.". Разбивка деятельности отдела на какие-либо подотделы или бюро совершенно недопустима, предупреждал документ. 

Второе по значимости оперативное подразделение должно было, как указывалось в положении, совмещать всю работу по борьбе со спекуляцией и наблюдать "за проведением в жизнь распоряжений Центральных и местных властей, направленных к видоизменениям существующей формы торговли и промышленности".

Далее по ранжиру следовал Отдел по борьбе с преступлением по должности, которому вменялось в обязанности следить за "добросовестностью в работе и честностью советских служащих". При этом оговаривалось, что в "менее важных губернских городах" он может быть совмещен с Отделом по борьбе с контрреволюцией.

Для руководства работой всех ЧК данной губернии и поддержания связи с Центром в губернских ЧК предусматривался Иногородний отдел, а в зависимости от степени развития в регионе железных дорог при нем образовывался и Железнодорожный отдел. В документе регламентировалось также создание при ВЧК Следственной коллегии, предусматривался штат следователей и разведчиков (агентов) при каждом отделе. В положении указано, что каждый член СК, "должен обязательно замещать какое-либо место в отделах…". 

Что касалось уездных ЧК, им была определена более скромная организационно-штатная структура: она состояла из совмещенного отдела по борьбе с контрреволюцией и преступлением по должности. Кроме этого уездные чекисты могли назначать в отдельные [населенные] пункты комиссаров или учреждать "маленькие коллегии, которые бы выполняли работу, возложенную на Чрезвычайные Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности". В уездных "чрезвычайках" также не предусматривалось Иногороднего отдела.

Вспомогательные подразделения при Губчека состояли из хозяйственного отдела и комендатуры. Кроме административных функций на хозотдел возлагалось хранение и распределение конфискованных и реквизированных товаров, учет и пользование перевозочных средств, ведение отчетности, выдача жалованья. Комендатура же должна была ведать "регистрацией и содержанием арестованных, выдачей пропусков на свидания, справочным столом и проч.". Уездные ЧК и в этом вопросе были ограничены: хозяйственники и комендантские работники должны были входить в состав объединенного отдела по борьбе с контрреволюцией и преступлением по должности. Кроме того, для ЧК всех уровней предписывалось иметь только одну общую канцелярию, но разрешалось "небольшое делопроизводство при отделах". 

Из документа становится очевидным, что при ЧК существовала "военная сила" в виде отрядов для "выполнения операций", а при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии – штаб корпуса, с которым начальники частей на местах должны были поддерживать "тесную связь". Из положения можно также узнать, что за работой ЧК надзирали Контрольные коллегии, в состав которой входили "представитель Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности и 2 представителя Партии Коммунистов".

При отклонении от предписанных форм организации провинциальные чекисты должны были представлять Центру "основательные мотивирующие объяснительные записки". 

Деятельность ВЧК в первые годы после ее создания подвергалась критике за массовые случаи произвола, внесудебных расправ, а некоторые издания писали, что служба формируется за счет преступников, садистов и разложившихся элементов люмпен-пролетариата. Член Политбюро ЦК ВКП(б) Лев Каменев (неоднократно подвергался репрессиям, расстрелян в 1936 году) даже предложил упразднить эту организацию, поставившую себя, по его мнению, над Советами и партией. В ответ глава СНК Владимир Ленин заявил о поддержке ЧК, "подвергшейся за некоторые свои действия несправедливым обвинениям со стороны ограниченной интеллигенции <…>, неспособной взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе". По предложению вождя "злостная критика" советских учреждений, в том числе ВЧК, в партийной и советской печати была запрещена.

Чрезвычайные комиссии просуществовали с декабря 1917 до февраля 1922 года и передали свои полномочия новому репрессивному органу по борьбе с политическим инакомыслием – Государственному политическому управлению при НКВД РСФСР. Функции по наблюдению за законностью, ранее выполнявшиеся ВЧК, были возложены на Наркомат юстиции РСФСР, при котором 28 мая 1922 года была учреждена прокуратура. 15 ноября 1923 года ГПУ было преобразовано в Объединенное ГПУ при СНК СССР. В 1934 году ОГПУ вошло в состав НКВД СССР, как Главное управление государственной безопасности. На каждом этапе преобразования органов госбезопасности, вплоть до наших дней, практика, когда подробная информация об их организационной структуре публиковалась в открытой печати, как это имело место в 1918 году, прекратилась. 

С оригиналом Постановления ВЧК "О Губернских и Уездных Чрезвычайных Комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и престплением по должности (Положение)" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".