Вместо 10 рабочих дней, социальную карту для льготного проезда московской студентке делали более полутора месяцев. Разбирательства с кассирами и очереди стоили героине истории опоздания на работу, и, устав ждать, та обратилась в суд. Истица требовала взыскать стоимость проездного и моральный вред, но добиться компенсации удалось только во второй инстанции, и то частично.
Студентка дневного отделения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ольга Хохрякова решила оформить льготный проезд на общественном транспорте в Москве. Для этого 26 декабря прошлого года она подала в специализированную кассу метрополитена анкету-заявку о предоставлении соцкарты. Изготовить ее должны были не более чем за 10 рабочих дней (п. 9.3.12 положения "О социальной карте"), но к 20 января 2014 года документа в кассе не оказалось, равно как и при новой попытке, предпринятой 3 февраля. Еще несколько походов обернулись ничем, и Хохрякова попросила ГУП "Московский метрополитен" выдать ей временный билет, но ей устно отказали, а в письменном ответе от 15 мая 2014 года разъяснили, что это не предусмотрено – нужна все-таки именно соцкарта.
Дожидаться письма Хохрякова не стала, и уже 3 марта подала в Замоскворецкий районный суд иск с требованием обязать отвечающее за выпуск и работу карт ГУП "Московский социальный регистр" наконец выдать пластик. Кроме того, студентка взыскала с ответчика 1200 руб. убытков, 10 000 руб. в качестве компенсации морального вреда и госпошлину – 648 руб.
Первую сумму Хохрякова объяснила тем, что ей пришлось оплачивать проезд в полном объеме. Расчеты в суд она не предоставила, но приложила последний проездной, купленный как раз за 1200 руб. Моральный вред Хохряковой выразился, как следует из ее заявления (имеется в распоряжении редакции), "в беспокойстве, нравственных страданиях, причиненных бездействием ГУП "МСР""; на очереди и общение с кассирами было затрачено время, "в результате, выразившееся в опоздании на учебу и на работу".
17 апреля 2014 года судья Татьяна Акульшина в удовлетворении иска отказала. К 28 февраля карта уже была в кассе, и 20 марта Хохрякова ее получила. Что касается других требований, то моральный вред заявительница ничем не подтвердила, а свое право на льготный проезд могла реализовать по-другому – предоставить в кассу метро справку с места обучения и получить проездной, указала Акульшина. Студентка обжаловала решение в Мосгорсуд, где ее представлял юрист Олег Искаков.
14 августа делом занялась тройка судей (Людмила Сумина, Марина Федерякина, Вера Дубинская), и в итоге решение первой инстанции было пересмотрено. Коллегия согласилась с Акульшиной в части отказа в компенсации морального вреда, однако в вопросе убытков мнения инстанций разошлись. Наличие просрочки в изготовлении социальной карты ответчиком не оспорено, а кроме того Хохрякову в ответе на ее жалобы не уведомляли, что она может получить временный билет в органах соцзащиты. Такая необходимость, по мнению коллегии, вытекала из того, что в постановлении Правительства Москвы от 1 февраля 2005 года № 46-ПП "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" временный единый социальный билет предоставляется льготным категориям граждан, указанным в приложении, к которым истица не относится.
При таких обстоятельствах тройка постановила взыскать с ответчика 1200 руб. и госпошлину в размере 400 руб.