Конституционный суд РФ отказался рассматривать вопрос о соответствии норм Гражданского кодекса РФ о защите авторских прав со стандартам ВТО, признав при этом необходимость привести эти нормы в соответствие с международным договором, передает РАПСИ.
С запросом в КС обратился судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Владимир Галов, попросив проверить конституционность п. 3 ст. 1244 ГК РФ. Эта норма позволяет коллективным организациям по управлению авторскими правами, аккредитованных государством, действовать в интересах правообладателей без договора с ними.
В своем запросе Галов указал, что в мае 2013 года Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском в интересах ряда отечественных поп-исполнителей (Дениса Майданова, Валерия Меладзе и Евы Польны) к ростовскому магазину мужской одежды Moder. В магазине играла музыка этих исполнителей, при этом владельцы торговой точки не заключили договор с правообладателями. Иск был удовлетворен.
Предприниматели подали апелляционную жалобу, при рассмотрении которой у Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда возникли вопросы относительно конституционности применения п. 3 ст. 1244 ГК РФ. По мнению суда, данная норма ГК РФ, по сути, устанавливает ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение.
Галов также обратил внимание на то, что при вступлении во Всемирную торговую организацию Россия заявляла о намерении к 2013 году отменить эту норму. Таким образом, ее сохранение в силе противоречит статье 15 Конституции РФ, устанавливающей приоритет международных договоров перед федеральными законами.
КС напомнил, что протокол к соглашению о присоединении России к ВТО является частью российской правовой системы. В то же время, КС указал, что не вправе выносить решение о его непосредственном действии в стране. По закону положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, действуют в РФ непосредственно, а для осуществления иных положений международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.
Кроме того, отмечается в определении, КС не уполномочен проверять соответствие действующих в РФ законов международно-правовым актам. На основании этого КС отказал в рассмотрении запроса заявителя. Тем не менее, КС отмечает, что интернациональные договоры становятся частью отечественной правовой системы и должны соблюдаться.