Арбитражный суд Дальневосточного округа представил на своем сайте проект обобщения судебной практики, связанной с применением главы 26.1 Налогового кодекса РФ, регулирующей применение единого сельскохозяйственного налога.
В документе разбираются критерии для отнесения субъекта хозяйственной деятельности к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя, переход налогоплательщика, уплачивавшего ЕСХН, на общую систему налогообложения, особенности перерасчета налоговых обязательств. Также анализируются определение налоговой базы по ЕСХН, уплата единого сельскохозяйственного налога с выручки от реализации недвижимости и другие вопросы.
Так, анализируя одно из дел, АС ДВО отмечает, что при утрате права на применение ЕСХН налогоплательщик освобождается от уплаты пеней и штрафа только при условии своевременного перерасчета налоговых обязательств.
В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Из смысла данной нормы права следует, что от уплаты пеней и штрафа освобождается только тот налогоплательщик, который, утратив право на применение ЕСХН, своевременно в установленном законном порядке произвел перерасчет налоговых обязательств по всем налогам, подлежащим уплате по общей системе налогообложения.
Рассматривая спор, возникший между налоговым органом и налогоплательщиком, самостоятельно и в установленный п. 4 ст. 346.3 НК срок после утраты права на применение ЕСХН не исчислившим и не уплатившим в бюджет налоги по общей системе налогообложения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что налоговый орган правомерно, руководствуясь ст. 75, п. 4 ст. 346.3 НК, доначислил налоги, исчислил пени и привлек общество к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренной ст. 119 и 122 НК.
Суд кассационной инстанции с этими выводами судов согласился (постановление ФАС ДВО от 21.03.2012 № Ф03-749/2012 по делу № А24-2525/2011 Арбитражного суда Камчатского края). Аналогичный вывод содержится в постановлении АС Северо-Западного округа от 23.05.2011 по делу № А56-29605/2010 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которым суд кассационной инстанции отменил постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по эпизоду доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы налогов, пеней и налоговых санкций по п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК в связи с утратой обществом права на применение ЕСХН с 01.01.2008, в отмененной части оставив в силе решение первой инстанции от 30.09.2010).
При анализе судебной арбитражной практики со схожими обстоятельствами выявлен иной подход к возможности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основании ст. 119 НК.
Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 31.01.2012 по делу № А72-3642/2011 Арбитражного суда Ульяновской области признал недействительным решение налогового органа, в частности, о привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК.
В рамках рассмотренного арбитражным судом дела было установлено, что основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что предпринимателем неправомерно применена система налогообложения в виде ЕСХН, вследствие чего налогоплательщиком не были исполнены обязанности по исчислению и уплате в бюджет налогов, установленных общей системой налогообложения, а также обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), единому социальному налогу (далее – ЕСН), налогу на доходы физических лиц (далее – ЕСН).
Судебные инстанции исходили из следующего. Предприниматель в проверяемом периоде в соответствии со ст. 346.1–346.3 НК применял систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
Из вышеприведенных норм следует, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 %, налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.
То есть выполнение налогоплательщиком условия применения ЕСХН – доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) определяется за налоговый период – календарный год.
Исходя из расчета заявителя, процент дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме доходов составил менее 70 %, что свидетельствует, как указали суды, о неправомерности применения, в частности, в 2009 году специального режима налогообложения. Предпринимателем были представлены налоговые декларации по НДФЛ за 2009 год, ЕСН за 2009 год, НДС за I квартал 2009 года не в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговые декларации по НДС за II–IV кварталы 2009 года не представлены.
Судами отмечено, что обязанность предпринимателя представлять налоговые декларации в спорный период по начисленным налоговым органом налогам не следует из закона, поскольку ст. 346.3 НК не предусмотрен особый порядок предоставления налоговых деклараций. Перейдя на общую систему налогообложения, налогоплательщик обязан исполнить требования налогового законодательства применительно к этой статье.
В силу п. 7 ст. 3 НК все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что отсутствие в законе четко установленного срока для представления деклараций по НДС, НДФЛ, ЕСН лицами, утратившими право на применение ЕСХН, исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении АС Волго-Вятского округа от 05.02.2010 по делу № А31-7636/2009 Арбитражного суда Костромской области.
С полным текстом проекта обобщения АС ДВО судебной практики, связанной с применением главы 26.1 Налогового кодекса РФ (единый сельскохозяйственный налог), можно ознакомиться здесь.