ПРАВО.ru
Новости
16 января 2015, 11:59

Белый дом хочет дополнить "четвертый антимонопольный пакет", в том числе идеей гласности

Белый дом хочет дополнить "четвертый антимонопольный пакет", в том числе идеей гласности
Фото Право.Ru

Правительство вчера обнародовало свои поправки к проекту "четвертого антимонопольного пакета", который оно осенью внесло в Госдуму. Он прошел первое чтение, а теперь Белый дом желает ввести более четкие критерии недобросовестной конкуренции, особо уделяя внимание сфере интеллектуальных прав. Чиновники также предлагают установить, что рассмотрение антимонопольных дел должно быть открытом.

Чиновники из Белого дома предлагают дополнить закон "О защите конкуренции" девятью новыми статьями, среди которых есть "недобросовестная конкуренция путем дезорганизации деятельности хозяйствующего субъекта" и "использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта". К дезорганизации правительственные юристы готовы причислить действия, "побуждающие третьих лиц посредством предоставления ложной, неточной или искаженной информации, введения в заблуждение, к отказу от исполнения или ненадлежащему исполнению заключенных с другим хозсубъектом договоров, а также любые иные действия, направленные на отказ покупателей" от приобретения его товаров.

Что касается недобросовестного использования репутации, то в число нарушителей тут могут попасть те, кто воспользуется чужими успехами – попытается создать впечатление о причастности к деятельности другой фирмы, в том числе о партнерстве с ней, либо о наличии правопреемства. Исключение одно – если компания, чья репутация используется, дала на это согласие. Кроме того, запрещается использовать с целью выгоды репутацию другого хозяйствующего субъекта и принадлежащие ему средства индивидуализации.

Сейчас ст. 14 антимонопольного закона лишь в общем определяет, что "не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юрлица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг". Правительство же хочет расписать все детально, указав, в частности, что недобросовестной конкуренцией считается использование исключительного права на средство индивидуализации для создания препятствий конкуренту, который раньше начал его использовать, или эффект смешения. При этом решение антимонопольного органа о таких нарушениях можно будет отправить в Роспатент, чтобы тот признал недействительным предоставление "неправильному" бренду правовой охраны.

В закон, по мнению правительства, надо включить и запрет на копировани или имитацию обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарным знаком, наименованием и другим элементам брендирования, которые есть у конкурентов. Это касается этикеток, упаковок, наименования товара, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом, в том числе в совокупности фирменной одежды и оформления торгового зала, витрины, а также интернета, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

По мнению чиновников с Краснопресненской набережной, должны появиться в законе также статьи "дискредитация", "введение в заблуждение" и "некорректное сравнение". Они, по сути, раскрывают уже действующие сейчас нормы 14-й статьи закона о защите конкуренции" – такие, в частности, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений о товаре конкурента.

Идея ФАС о возможности по решению правительства распространить правила, регулирующие работу естественных монополий, на рынки, где тот или иной участник занимает долю более 70 %, в документе сохраняется, но чиновники из Белого дома хотят отдельно зафиксировать роль Центробанка. Согласно предлагаемым поправкам, правила недискриминационного доступа на рынки к услугам операторов платежных систем или платежной инфраструктуры, работающих по закону о НПС, а также финансовых организаций, поднадзорных ЦБ, должна утверждать по согласованию с последним ФАС.

Часть поправок Белого дома касается процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Если идеи правительства обретут статус закона, то эта процедура будет все более напоминать судебную: появляется система отводов членов комиссии, участники разбирательства смогут присутствовать на заседании по видео-конференц-связи. Кроме того, чиновники предлагают установить, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в открытом заседании. Закрываться оно будет, если существует риск разглашения гостайны либо необходимо сохранить коммерческую, служебную или иную тайну.

С текстом законопроекта № 602468-6, принятого в первом чтении, можно ознакомиться здесь.

С текстом проекта поправок к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.