Генпрокуратура РФ, Судебный департамент при Верховном суде и Федеральная палата адвокатов раскритиковали ряд предложений президентского Совета по правам человека, касающихся готовящегося проекта реформы адвокатуры. Их официальные отзывы представлены на сайте СПЧ.
ГП, в частности, не согласна с введением ответственности за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката. На состоявшемся на прошлой неделе заседании СПЧ его член, судья КС РФ в отставке Тамара Морщакова, подчеркнула, что считает это необходимым, а президент Владимир Путин в свою очередь сообщил, что передал ее предложения в Государственно-правовое управление для проработки.
В официальном отзыве Генпрокуратуры отмечается, что противоправные действия должностных лиц в отношении защитников подлежат квалификации в рамках действующего Уголовного кодекса по статьям "превышение полномочий", "служебный подлог", "получение взятки". Не поддерживает ГП и предложение о вхождении обслуживающих бизнес-юристов в состав адвокатуры и создания института бизнес-поверенных.
Суддепартамент при ВС выступает против привлечения адвокатов к работе коллегиальных структур при органах судейского сообщества. "Это противоречило бы основополагающим принципам организации и деятельности органов судейского сообщества – независимости судей и невмешательства в судебную деятельность", – пишет в своем отзыве руководитель СД Александр Гусев.
Также представила свои возражения Федеральная палата адвокатов, пишут "Ведомости". ФПА требует допуска к защите по уголовным делам бизнес-юристов, вступивших в адвокатуру по упрощенной процедуре. В связи с планируемым введением адвокатской монополии СПЧ выступил с идеей создания статуса бизнес-поверенных внутри адвокатуры, поскольку упрощение получения статуса адвоката снижает гарантии юридической помощи по уголовным делам, а это противоречит Конституции. Но ФПА в своем отзыве не согласна с этим предложением, поскольку оно не обеспечивает "добровольное и равноправное объединение" юристов.
Проект реформы адвокатуры предполагает, что адвокатура обеспечит стандартизацию рынка юридических услуг – и получит исключительное право на оказание услуг в сфере правовой помощи. Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи Минюст планирует подготовить к концу года и учесть все предложенные рекомендации.