Конституционный суд РФ своим постановлением определил, что суды не должны обязывать муниципальных властей ликвидировать самовольные свалки в лесах, если на это не предусмотрено финансирования из бюджета региона, сообщается на сайте суда.
С просьбой о проверке конституционности положений закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в КС обратилась администрация Североуральского городского округа (Свердловская область). Суды обязали муниципалитет расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города Североуральска.
По мнению муниципалитета, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности. Суды же исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесена к вопросам местного значения независимо от формы собственности составляющих ее земельных участков.
Рассмотрев материалы дела, КС указал, что спорная норма не противоречит Конституции, поскольку "по своему конституционно-правовому не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями".
По мнению КС, уборка отходов действительно находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях, отмечается в постановлении, нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка – ответственность за сохранность лесов несут субъекты федерации, которые наделены и соответствующим финансированием.
В Конституционном суде не исключили возможности наделения муниципалитетов обязанностью убирать свалки в лесах, но в таких случаях регион обязан выделить на это средства из своего бюджета. Дело заявителя подлежит пересмотру.
С текстом Постановления Конституционного суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П/2015 по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" можно ознакомиться здесь.