ПРАВО.ru
Новости
25 февраля 2016, 18:13

ВС и Минфин избавились от схемы изъятия из бюджета транспортных компенсаций

ВС и Минфин избавились от схемы изъятия из бюджета транспортных компенсаций
Фото с сайта www.rstnw.ru

Верховному суду РФ и Минфину совместными усилиями удалось ликвидировать схему изъятия из бюджета транспортных компенсаций – одну из самых масштабных потерь госказны по итогам кампании "монетизации льгот" 2014 года. Речь идет о возмещении компаниям недополученных доходов за перевозку федеральных льготников. За прошлый год объем удовлетворенных исков, за которыми предположительно стоит единая группа адвокатов, сократился в несколько раз, поскольку практика работы судов по таким делам была изменена. Тем временем юридическое сообщество ставит под вопрос правильность предпринятых действий.

Как пишет "Коммерсантъ", в 2011 году президиум ВАС РФ, который в настоящее время упразднен, предложил считать максимальной суммой упущенной выгоды всех транспортных компаний за год разницу между стоимостью всех выпущенных для федеральных льготников проездных билетов и того же числа обычных проездных. После этого число редких до того исков мгновенно выросло. Пик популярности таких дел пришелся на 2013 год, когда их было подано 503, причем 455 чиновников проиграли. Всего же в 2010–2014 годах транспортники получили по решению судов 18 млрд рублей. В 2015 году число подобных заявлений сократилось до 135, выплаты назначены по 97.

Источники в ВС предполагают, что за валом исков стояла единая группа адвокатов, в том числе адвокаты Родион Чарковский и Александр Кемишев, которые занимались поиском транспортных компаний и последующим разделом полученных компенсаций.

В 2010 году арбитражи приняли свыше 350 однотипных исков транспортных компаний по многим регионам – до этого во всех инстанциях им было отказано. Однако после вмешательства в дело ВАС в 2011 году массово отменялись "отказные" решения: только с ноября по май 2011 года президиум вынес положительные решения в пользу истцов, представленных этими адвокатами, в 14 случаях. Кроме того, в последующие два года по большинству исков о взыскании компенсаций с возглавляемого Антоном Силуановым министерства выносились положительные решения.

Практика работы судов по таким делам была изменена: с 2015 года в каждом конкретном деле суд должен руководствоваться методиками расчета потерь, утвержденными регионами, и лишь там, где ее нет, рассчитывать недополученную плату по схеме 2011-2014 годов с обязательным доказательством перевозчиком фактически понесенных потерь.

Использование обсуждаемых схем станет экономически невыгодно, полагает заслуженный юрист РФ Иван Соловьев: "Причем схема выстроена от начала и до конца: от инициирования рассмотрения вопроса определения суммы упущенной выгоды Президиумом ВАС до подготовки единой аргументации в судах и создания некого ореола безальтернативности принятия решения в пользу транспортников".

С ним солидарен и юрист Антон Огарков. "Безусловно, судебный акт ВС будет предметом подробного изучения со стороны транспортников и их представителей. Возможно, целесообразность подачи новых исков заявлений не будет ими найдена, – рассуждает Огарков. – Но нельзя исключать варианта, что новые исковые заявления последуют в массовом порядке "второй" волной, если удастся найти "правовую лазейку".