ПРАВО.ru
Новости
2 марта 2016, 16:00

Юристы оценили инициативу Путина избавить от обеспечения исполнителей госконтрактов

Юристы оценили инициативу Путина избавить от обеспечения исполнителей госконтрактов
Фото пресс-службы Президента России

Компании, не имевшие в течение трех лет нареканий по исполнению госконтрактов, должны быть избавлены от обеспечительных взносов. С таким предложением на съезде Торгово-промышленной палаты выступил Владимир Путин. Правительству поручено подготовить необходимые поправки в закон о контрактной системе. В Госдуме уже высказались в поддержку инициативы, но госзаказчики опасаются финансовых рисков при срыве крупных контрактов и банкротстве исполнителя. Юристы же прогнозируют падение интереса к госзакупкам у новичков и спорят о критериях добросовестности подрядчиков.

Бизнес вынужден замораживать "живые" деньги

Сейчас, прежде чем подписать контракт, поставщики должны перевести на счета казначейства от 5 % до 30 % его стоимости или предоставить банковскую гарантию на эту сумму, отметила обратившаяся к президенту на съезде глава комитета ТПП по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова. При этом банковские гарантии стоят 6-18% от суммы обеспечения. Затем бизнесмены ищут деньги на исполнение заказа, ожидают, когда расплатится заказчик, и лишь тогда могут вернуть обеспечение. Но возврат средств часто растягивается, а это "живые деньги, которые вынужден замораживать бизнес", цитируют Дыбову "Ведомости".

"Обеспечение должно рассчитываться не по максимальной, заявочной цене, а по реальной, которая получается в результате соответствующего тендера", – прокомментировал ситуацию Путин. Он также отметил, что компании, которые "добросовестно, без всяких нареканий работают в течение трех лет, вообще вполне могут быть освобождены от этих обеспечительных мер". Президент поручил кабмину соответствующим образом отрегулировать это в действующем законодательстве.

Дума: Стимул почистить кредитную историю

Глава комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков (фракция "Справедливая Россия") поддерживает предложение Путина, пишет ИА "Москва". "Оно высвобождает денежные ресурсы для добросовестных участников, которые можно использовать на иные цели, в том числе инвестиционные, – подчеркивает парламентарий. – Если деньги "заморожены", не работают, то это проблемы не только для организации, но и для экономики". Кроме того, новшество, по мнению Аксакова, будет стимулировать участников рынка к созданию добропорядочной кредитной истории.

Если у компании есть опыт работы по госконтрактам, ее можно освобождать от предоставления обеспечения, убежден и директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. При этом он напоминает, что в ряде тендеров – строительных, по закупке продуктов питания, работ и услуг в области атомной энергии – уже нужно подтверждать добросовестное исполнение контрактов.

Для организации, которая уже имеет репутацию надежного поставщика, потеря доверия несет в себе больше рисков, чем потеря обеспечительного взноса, считает советник юрфирмы "ЮСТ" Дмитрий Серегин. Поэтому, если компания своей деятельностью заслужила доверие, ее можно освободить от уплаты взноса, гарантирующего добросовестное поведение.

"Последний шанс получить что-то от банкрота"

Чтобы избежать коррупции при реализации инициативы, нужны четкие и прозрачные критерии, подчеркивает глава департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев. К добросовестному поставщику не должно быть претензий ни по качеству, ни по срокам выполнения госзаказа, тогда риски для заказчика будут минимальны. При этом нужно учитывать количество торгов, в которых участвовал поставщик: сколько он выиграл, сколько исполнил контрактов, на какую сумму – и все с учетом специфики рынка.

По госконтрактам на 2 трлн рублей в минувшем году неустойка составила 3,4 млрд. Взыскать же ее с поставщика, нарушившего контракт, очень трудно, отмечает один из госзаказчиков. Поэтому для небольших контрактов можно отменить обеспечение, однако для крупных – особенно строек – его нужно сохранить, призывает он. Отменив обеспечение, государство может лишиться последнего шанса получить что-то от обанкротившегося поставщика, который в любой момент из порядочного может перейти в разряд недобросовестного.

Риск падения интереса к госзакупкам у новичков

Юридическое сообщество указывает на необходимость тщательной проработки президентской инициативы. Так, по мнению председателя коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгения Корчаго, это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы исключить случаи недобросовестного отказа исполнителей от выигранных аукционов. Кроме того, освобождение подрядчиков от внесения депозита может привести к усилению недобросовестной конкуренции и росту коррупционной составляющей. Ничто не помешает нечестным участникам торгов снижать начальную цену аукциона до заведомо нерентабельной и под этим предлогом вымогать средства у добросовестных исполнителей, отмечает адвокат.

Ряд рисков, связанных с реализацией предложения Путина, отмечает и юрист коммерческой группы фирмы VEGAS LEX Ксения Подгузова. Новвоведение может спровоцировать косвенное ограничение конкуренции на госторгах, поскольку фирмы, не имеющие опыта участия в таких закупках, будут в заведомо более невыгодных условиях. "Участие в торгах обойдется им дороже, чем конкурентам, что, скорее всего, не позволит им максимально снизить цену, – рассуждает юрист. – Это в перспективе может привести к снижению интереса к госзакупкам среди новых участников рынка".

Юристы ищут формулу добросовестности

В случае включения подобной меры в законодательство о контрактной системе необходимо также хорошо продумать критерии отнесения поставщиков к категории добросовестных, добавляет Подгузова, которая считает определение их исключительно по опыту работы в сфере госконтрактов "слишком широким и нечетким". Возможно, стоит засчитывать лишь опыт исполнения аналогичных госконтрактов, предполагает эксперт. Но в таком случае нужно будет четко определить, какие контракты могут считаться аналогичными, а какие нет.

Партнер юрфирмы BGP Litigation Александр Ванеев также не признает надлежащее исполнение госконтрактов на протяжении определенного периода исчерпывающим критерием добросовестности подрядчика. По его мнению, важны и такие показатели, как количество и стоимость выполненных контрактов, а также особенности их предмета. Кроме того, юрист полагает, что для отдельных категорий госзаказов (например, стомостью более 1 млрд рублей) нужно сохранить обеспечение, иначе риски неисполнения в таких случаях будут выше.

Реестр (база данных) добросовестных поставщиков, возможно, будет формироваться на основании сведений из ЕИС, предполагает глава практики "Размещение заказа. Административное и судебное обжалование", партнер юргруппы "Яковлев и Партнеры" адвокат Екатерина Смирнова. Однако, добавляет она, эти сведения не всегда позволяют установить, как фактически исполнялся заказ. Также нельзя выяснить, например, наличие вины госзаказчика при просрочке в исполнении контракта. Еще одно условие успешной реализации новшества – публичность сведений, на основании которых поставщик будет признаваться добросовестным, убеждена Смирнова. В противном случае быстро родится коррупционная схема по продаже этих решений.