Депутаты Госдумы рассказали Конституционному Суду о своих претензиях к нормам Жилищного кодекса РФ, обязавшим граждан платить взносы за капитальный ремонт в многоквартирных домах. Парламентарии доказывали, что подобный сбор является еще одним налогом.
На открытом заседании 3 марта Конституционный Суд рассмотрел дело о конституционности ряда норм Жилищного кодекса РФ. Две группы депутатов Госдумы (КС объединил их обращения в одно производство) от партий "КПРФ" и "Справедливая Россия" обжаловали положения, в соответствии с которыми все собственники помещений в многоквартирных домах обязаны ежемесячно делать взносы на капитальный ремонт. В обращении речь идет о ч. 1 ст. 169 ("Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме"), ч. 4 и ч. 7 ст. 170 ("Фонд капительного ремонта и способы формирования данного фонда") и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ ("Имущество регионального оператора"). По мнению депутатов, вышеуказанные пункты нарушают права граждан, гарантируемые Конституцией РФ в ст. 2, ст. 15, ст. 19, ст. 35, ст. 40 и ст. 57.
Из всех ведомств, написавших отзывы для КС об оспариваемых нормах Жилищного кодекса, с парламентариями поначалу частично согласилась лишь Генпрокуратура. Надзорный орган указал на спорность ч. 4 ст. 179 ЖК РФ, на основании которой государство может перенаправлять деньги, собранные с жителей одного дома, на проведение ремонтных работ в другом: "Данная норма не конкретизирует объемы и сроки распоряжения финансовыми ресурсами, не определяет порядок их возврата".
Позже и это ведомство отозвало свою жалобу, сославшись на необходимость уточнения своей позиции.
Судьей-докладчиком по делу выступил Сергей Маврин. Заявители уверяли суд в том, что взносы на капитальный ремонт являются дополнительным налогом, который таким неправомерным способом установило государство для граждан РФ. Более того, депутаты считают, что первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство.
Интересам собственников не соответствуют и другие нормы: вышеупомянутое положение об "общем котле" и предоставленное муниципалитету право определить порядок финансирования ремонта без согласия собственников, если последние сами не приняли решения в срок.